N°15 04 февраля 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Простота как открытие Михаил Плетнев и РНО сыграли Вагнера
Еще один российский дирижер записался в вагнерианцы, в атмосфере редкого ажиотажа сыграв монографическую программу из вагнеровских оперных увертюр и симфонических фрагментов и тем поставив на первый взгляд изящный росчерк под протоколом о намерениях. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что, сняв симфонические сливки с вагнеровских оперных полотен, Михаил Плетнев предложил нечто большее -- нетривиальный взгляд на Вагнера в выстроенной программе: респектабельная монография содержала и культовые моменты («Вступление» и «Смерть Изольды» из «Тристана»), и раритетные (увертюра из ранней оперы «Риенци» и вступление к третьему акту поздних «Мейстерзингеров»), кокетливо избежала шлягера, чтобы как минимум не обещать стандартов монографической полноты («Полет валькирий» так и не прозвучал, даже на бис, как часть публики ни надеялась), и ухитрилась в концептуально-пунктирном виде представить главную вагнеровскую тетралогию. Второе отделение составилось из «Входа богов в Валгаллу» («Золото Рейна»), «Заклинания огня» («Валькирия)», «Шума леса» («Зигфрид») и финала «Гибели богов».
Буквально обреченный в ситуации малого количества Вагнера на местных сценах на сравнение с главным вагнерианцем страны Валерием Гергиевым Плетнев заранее заинтриговал и уже после первого отделения кого-то разочаровал, а кого-то обрадовал. Нежный и умный ход увертюры к «Риенци», плавный шаг внимательно прослушанной оркестровой ткани и красота выпестованных фраз (каденция вступления к третьему акту «Мейстерзингеров» -- шедевр плетневской фразировки в нескольких тактах) были как очаровательная прелюдия. Дальше Изольда, и уже здесь поклонникам и противникам Плетнева, как и Гергиева, было к чему прислушаться и за что зацепиться. Казалось, тягучий вес томительной и пышной вагнеровской тоски, упрямо жгучей страсти Гергиев берет как-то легче. Форма у Плетнева не выстраивалась так же легко и упруго, словно стеснительно теряясь в излюбленных им паузах, остановках, швах. Если Гергиев «сшивает» фактуру по кульминациям, то Плетневу как будто интереснее спады между ними, так слышнее и искомая тоска, и мудреное пение сложной оркестровой ткани, когда морок мелодизма превращается в едва ли не песенное простодушие. «Тангейзер» -- снова разговор о плюсах и минусах атлетизма, с захватывающим итогом, с фирменным плетневским холодноватым блеском. Тетралогия (а именно: ее симфонический аналог и в то же время едва ли не лучшее из Вагнера вообще), к сожалению, не обошлась без незначительного брака именно в том, что обещало ослеплять. Именно перфектность прозрачной ткани, меланхолический рисунок партий, где лейтмотивы не колонны, на которых держится взбухающая как на дрожжах оркестровая масса, а часть общей изысканной графики, здесь предъявлялись как основной смысл интерпретации. И потому, скажем, «Шум леса» просто обязан был звучать безупречнее. Но это минимальное несовершенство не помешало услышать не только упрямое движение музыки к тихой нежности траурного финала, но и все главное в плетневском Вагнере -- не столько иступленном всемирном провидце, сколько искушенном до особенной степени безысходности и печали, но все же почти что ясном и светлом немецком романтике. |
Четыре бенефицианта и шестнадцать зрителей сыграли Шекспира, Пушкина и Островского Спектакль Арсения Эпельбаума Optimus mundus номинирован на «Золотую маску» в разделе «Новация» как один из лучших спектаклей прошлого сезона... >>
Михаил Плетнев и РНО сыграли Вагнера Еще один российский дирижер записался в вагнерианцы, в атмосфере редкого ажиотажа сыграв монографическую программу из вагнеровских оперных увертюр и симфонических фрагментов и тем поставив на первый взгляд изящный росчерк под протоколом о намерениях... >>
Молодое искусство на «АРТСтрелке» Очень часто бывает: идешь на вставку мэтра и вежливо так ее смотришь. Ну, посмотрел -- и слава богу. Все как мэтр прописал. Ни больше, ни меньше. Предсказуемо и стерильно. И вежливо вошел. И вежливо вышел... >>
Завершился фестиваль архивного кино «Белые Столбы XII» Двенадцатый фестиваль Госфильмофонда был, как, впрочем, и предыдущие одиннадцать, замечательным. Специалисты и просто любители старого кино имели возможность увидеть значительные фильмы прошлых лет, что-то восстановить в памяти, а что-то увидеть впервые -- и запомнить на веки вечные... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|