N°123
11 июля 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  11.07.2008
Над седой равниной моря
Рок-музыка на CD

версия для печати
Shearwater. Rook (Matador). Американская альт-кантри-группа Shearwater, побочное дитя коллектива Okkervil River, выпустила новый альбом, ставший для нее аттестатом зрелости. Как всегда, источником вдохновения группе служили птицы. Shearwater возникла как сайд-проект участников более известного коллектива Okkervil River. Двое музыкантов, ответственных за оба эти проекта, Уилл Шефф и Джонатан Мэйбург, похожи на заучек-аспирантов -- одеты в свитера под горлышко, один в очках, другой с бородой. И музыка у них соответствующая -- Okkervil River исполняют высоколобый оркестрованный поп-фолк, с четко выверенными мелодиями и поставленными интонациями. Shearwater -- проект тоже непростой, правда, его композиции выглядят куда более замкнутыми и сконцентрированными на себе. Птицы в названиях (Shearwater переводится, как «буревестник», а Rook -- как грач) не случайность. Мэйбург имеет ученую степень по орнитологии и, видимо, прикипел к предмету своих исследований: на альбоме встречаются также воробьи, чайки и другие представители фауны.

Shearwater с самого начала играли проникновенный, очень медленный и барочный кантри-фолк, играют его и сейчас. Но к альбому Rook робкая поступь их песен наконец оформилась в характерную походку. Rook - -альбом менее мелодичный, чем предыдущие, но более пронзительный. При всем богатстве аранжировок (здесь есть и многочисленные струнные, включая привычную виолончель, и вибрафон, и глокеншпиль, и дудочки) на первое место выходит голос. Каждый звук и аккорд, будь то пронзительная баллада (коих большинство), мрачный блюз или величественный марш, подчинены слову. Гулкий и высокий вокал Мэйбурга взмывает в какие-то совершенно заоблачные выси, дрожит и, кажется, вот-вот сломается, как лепесток под дождем.

Вообще, всякие метафоры про дикую природу так и напрашиваются при описании этого альбома. От него веет болотной сыростью, туманом и в то же время каким-то естественным величием: порой возникает такое чувство, как будто после долгих плутаний по непролазному лесу выходишь к высокому обрыву реки, и тебе вдруг открывается бескрайний горизонт.

Rook -- это такая почти что джеклондоновская «Жажда жизни» -- правда, здесь речь идет не столько о человеческой воле, сколько о всепоглощающей, мифической силе природы. Все животные образы здесь, будь то снежный барс или воробей, метафоричны, все тексты способны вызвать массу интерпретаций. «Мальчики выросли и пошли охотой на тигра, теперь они никогда не выглядят усталыми», -- поется в песне Home Life; «Неуловимый леопард подставил свою спину лунному свету, и теперь его несут на крыльях черные вороны», -- поется в The Snow Leopard. Жизнь и смерть, инициация, вечные превращения отображаются здесь с такой глубиной, будто это какие-то неизвестные доселе апокрифы или языческие легенды.

Sigur Ros. Med Sud I Eyrum Vid Spilum Endalaust (XL). Новый альбом известной исландской группы Sigur Ros носит длинное и непроизносимое название, которое на русский язык переводится, как «Мы играем без конца, пока в ушах у нас жужжит». Его обложка с выбегающими на дорожку голыми людьми напоминает кадр из фильма «Идиоты» Ларса фон Триера. Там разумные и порядочные люди разыгрывали из себя идиотов, чтобы разрешить душевные и психологические проблемы. И, в частности, вот так вот нелепо скакали голышом по пленеру. Новый альбом Sigur Ros в некотором роде -- это тоже такой выход за привычные и приличествующие рамки. Только с точки зрения традиционного звучания.

Sigur Ros довелось стать хоть и не первыми, но, безусловно, одними из самых ярких представителей стиля построк -- печальной, монотонной, композиционно сложной гитарной музыки, построенной на длинных инструментальных партиях. Отличал исландцев всегда в первую очередь голос. В композициях Sigur Ros вокал Йоуна Биргиссона, не по-мужски, да что там, не по-человечески высокий, неизменно парил в небесах в сопровождении протяжных гитарных соло и звенящих клавиш.

Построковые красоты всегда вызывают в воображении какие-нибудь монументальные пейзажи -- «Девятый вал» или «Над вечным покоем». Длинноты же Sigur Ros из-за своей возвышенности и хрупкости скорее напоминают макросъемку -- так капли росы дрожат на тысячах листьев и мельтешат пылинки в потоке света.

Удушающая, туманная красота Sigur Ros, кочуя из альбома в альбом, уже, казалось, начала немного надоедать своим однообразием, но в новом альбоме Sigur Ros зазвучали по-другому. Первая же композиция с нового альбома представляет собой ритмичную поп-песенку, построенную на глухой монотонной долбежке, гитарном бое и многоголосых чуть блеющих вокальных партиях. Подобные легковесные и сумбурные гитарные песенки, напоминающие бег по пересеченной местности, научила других сочинять ставшая уже культовой психофолк-группа Animal Collective.

Med Sud... делится на две части. Одна из них -- старой закалки меланхоличные медленные разливы: здесь показательна восьмиминутка Festival, где из полуcонных клавиш и еле живого вокала разрастается, подобно ручью после дождя, помпезная симфония со струнными и гитарным валом. Другая половина -- как бы поп-песни, с припевами и куплетами, в которых Sigur Ros в кои-то веки разогнали смурь и попытались излечить высокую болезнь своих композиций. Однако результат их просветления не очень впечатляет. Мало того, что традиционные трепетные полотна стали окончательно скучными, так и новые песни за душу брать не стали, и в пляс пускаться под них не тянет.

Конечно, никому не хочется перевариться в собственном соку. Да и жанровый кризис назрел давно -- построк захлебнулся в море возвышенно, мелодично и технично играющих, но совершенно одинаковых групп. Желание выйти за рамки собственного амплуа вполне понятно. Только вот попсовики-весельчаки из Sigur Ros никудышные. В общем, нет ни в чем им благодати.
Марина ЗЕНКИНА
//  читайте тему  //  Музыка


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  11.07.2008
Салмана Рушди наградили "Букером всех времен"
Премию Best of Booker («Лучший Букер», «Букер всех времен», «Всем Букерам Букер») получил всемирно известный прозаик индийского происхождения Салман Рушди. Почетная награда была учреждена в честь сорокалетия Букеровской премии, ежегодно вручаемой за лучший роман... >>
  • //  11.07.2008
«Мистер Одиночество» на московских экранах
Мечтательный двойник Майкла Джексона (Диего Луна) повстречался в Париже с копией Мэрилин Монро (Саманта Мортон) и, поддавшись ее чарам, отправляется в горы Шотландии, где небольшой, но дружной коммуной живут имперсонаторы знаменитостей -- от Авраама Линкольна до Сэмми Дэвиса-младшего... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  11.07.2008
С 17 по 25 июля в Москве пройдет 10-й Всемирный фестиваль детских театров
То, что в Москве пройдет десятый, юбилейный фестиваль, не означает, что предыдущие девять тоже проходили прежде в Москве, но так тайно, что о них никто не знал... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  11.07.2008
Рок-музыка на CD
Shearwater. Rook (Matador). Американская альт-кантри-группа Shearwater, побочное дитя коллектива Okkervil River, выпустила новый альбом, ставший для нее аттестатом зрелости. Как всегда, источником вдохновения группе служили птицы... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  11.07.2008
О новой повести Бориса Екимова
Действие первой главы повести Бориса Екимова «Предполагаем жить» («Новый мир», №5, 6) разыгрывается в здании банка. Герой заходит туда случайно: «Молодой человек просто шел по улице, томимый жарой, почуял прохладу за этими стенам, поднялся по ступеням. Стеклянные бесшумные двери гостеприимно раздвинулись перед ним, приглашая»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика