N°109 23 июня 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Клоун, который хотел умереть «Бродяга Будю» на фестивале «Другой театр из Франции и не только»
Говорят, что бородатый бродяга Будю, которого играет Бонавантюр Гакон в клоунском моноспектакле, только что показанном на фестивале «Другого театра», пришел из фильма Жана Ренуара 1932 года «Будю, спасенный из воды». Да только там спасенному самоубийце начинало везти, а тут ничего похожего.
Будю -- клоун-бомж, одетый в многослойные грязные обноски, но с традиционным красным шариком на носу и белыми кругами вокруг глаз. Впрочем, ничего, кроме шарика, не говорит о том, что перед нами клоунское шоу -- это очень-очень грустная история. Будю выходит на сцену, где стоят лишь стол со стулом да ведро, набитое всякой дребеденью, совершенно пьяный. Он долго не может начать говорить, потому что все время пытается картинно опереться о край стола, а рука срывается, и он падает. Будю шепеляво бормочет себе в бороду: «Я злой, я злюка» -- и будто бы припоминает о себе всякие страшные истории, но кажется, что это он сам себя уговаривает и утешает. Он описывает, как увидел девочку, «маленькую такую, с косичками, в таких носочках, с корзиночкой, которую дала мама», и рассказывает, как он сжал ее шейку руками и как бросил в пещеру, а девочка боялась и звала маму, как он кипятил воду, как девочку сварил и что потом остаются острые косточки, которыми можно выковырять мясо, застрявшее между зубами. Но все это Будю рассказывает так, что ясно, что это не он мучил маленьких девочек, а они его обижали, и хорошо было бы их за это съесть. Еще он достает откуда-то сковородку и рассказывает о том, как он ее любит, как на ней хорошо что-нибудь готовить, но когда в гастрономических мечтах распаляется, доходя почти до экстаза, то становится ясно, что готовить на ней ему особенно нечего. И финал рассказа о любимой сковородочке, где оказывается, что она рано или поздно почему-то ржавеет и тогда из дырок масло льется под ноги, приобретает трагические обертоны. У нас традиций такой клоунады практически нет, наши редкие печальные клоуны -- скорее трогательные растяпы или нежные неудачники. А Будю угрюм и сердит, хотя это и угрюмость человека, которого никто не хочет выслушать. Семь лет назад к нам на театральную Олимпиаду уже приезжали непривычные клоуны из Европы: американец из Голландии Джанго Эдвардс -- артист невероятного напора и низового юмора пивных (надо было посмотреть, как поклонники светлого философа Полунина, краснея, хохотали над шутками про яйца и над тем, как Джанго музыкально пукал). И грандиозный «взбесившийся клерк» -- испанский скандалист Лео Басси с клоунадой издевательской, жесткой и без всяких красных шариков на носу. Похожий на функционера Басси -- плотный, в костюме, роговых очках и с кейсом -- обливал зрителей водой, разбивал молотом на авансцене арбуз, забрызгивая весь зал, грозился устроить аутодафе, поливая себя, всю сцену и первые ряды бензином и демонстрируя, как вспыхивает одна из лужиц (это, конечно, оказалось трюком, но выглядело убедительно), и все время держал в невероятном напряжении зал. «Ну что, напряглись задницы?» -- вопрошал он. В конце он разделся, вымазался с ног до головы жидким медом, обсыпался перьями и собрался выйти в зал обниматься со зрителями. Но не стал. Пьяный собственным несчастьем Будю играет со смертью: он со страшным звоном лупит себя прохудившейся сковородкой по башке, он опасно кидает нож и вилку, он откусывает кусок стеклянного бокала и долго им хрустит, рассыпая вокруг осколки и признаваясь, что оказалось невкусно -- «вкус старой крови в горле». Он уверяет, что иногда сочиняет стихи, но когда читает, в них оказываются одни междометия, он играет на скрипке, но это тоже не слишком утешает. Он говорит, что вообще-то уже хочется покончить со всем, но все падения со стола заканчиваются лишь грохотом. Он хочет умереть как будто назло, как будто чтобы взять реванш над неудавшейся жизнью, в этом есть что-то детское: «Назло маме отморожу уши». И последним трюком в программе становится езда на роликах, которые он крепко приматывает скотчем к ногам в обрывках носков. Разгоняясь, врезается в мебель, сбивает со стула сидящую в уголке сцены переводчицу, вмазывается в первый ряд зрителей и, хватая их за ноги, чтобы подняться, бурчит: «Кажется, сейчас меня вырвет». В дикой езде с разъезжающимися ногами Будю впечатывается во все углы и стены и в конце концов рушится на пол, да так и остается лежать неподвижно. Но никто уже не смеется. |
Российские фильмы в конкурсах ММКФ Герой показанного в конкурсе «Перспективы» документального фильма «Рассвет/Закат» -- далай-лама XIV рассуждает об относительности всего в этом мире, в том числе о настоящем времени, которое наполовину состоит из прошлого, а на другую -- из будущего... >>
Ретроспективы Московского кинофестиваля Первые фестивальные впечатления приводят к выводу, что самыми главными событиями нынешнего смотра станут все-таки не новинки, а показы в большей степени архивные. Это ни в коем случае не нужно воспринимать как упрек отборщикам -- здесь как раз все в полном порядке... >>
«Бродяга Будю» на фестивале «Другой театр из Франции и не только» Говорят, что бородатый бродяга Будю, которого играет Бонавантюр Гакон в клоунском моноспектакле, только что показанном на фестивале «Другого театра», пришел из фильма Жана Ренуара 1932 года «Будю, спасенный из воды»... >>
Хореограф, родившийся в Тбилиси, Грузию никогда не забывавший, но все же реализовавшийся в России и ставший точно русским (еще точнее -- петербургским) хореографом, умер в минувшую пятницу на 68-м году жизни... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|