N°102 10 июня 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Имущему дастся Национальным бестселлером стал «Грех» Захара Прилепина
Нынешний финал «Национального бестселлера» отменно иллюстрирует «лотерейно-демократическую» природу этой занимательной премии. Шесть членов жюри лихо разобрались с шестью соискателями. Голос прошлогоднего лауреата Ильи Бояшова достался специалисту по эзотерическим умствованиям Александру Секацкому («Два ларца: бирюзовый и нефритовый»), галерейщик Марат Гельман предпочел роман Анны Козловой «Люди с чистой совестью», отставной политик Борис Федоров пленился биографией Александра Проханова работы Льва Данилкина, фигурист Алексей Ягудин поощрил «Мезенцефалон» Юрия Бригадира, а актриса Эмилия Спивак и литературный агент Галина Дурстхоф решили судьбу награды, выбрав «Грех» Захара Прилепина. Без «серьги» остался только Андрей Тургенев (Вячеслав Курицын тож), чья историко-патриотическая фантазия «Спать и верить: Блокадный роман» не глянулась никому из судей.
За последнего, конечно, очень обидно. Ничем его творение не хуже (и не лучше) остальных (если забыть о лауреате) претендентских опусов, примерно такой же вымученный маргиналитет. Ну а автор «блокадного романа», много лет стремящийся доказать граду и миру, что он настоящий писатель (то есть поставщик бестселлеров), и для того энергично и изобретательно меняющий «проектные стратегии», безусловно достоин именно той премии, в шорт-лист которой он счастливо прорвался. Как выяснилось, рано пташечка запела. Супротив судьбы не попрешь. «Нацбест» -- это вам не какой-нибудь залежалый Букер, тут согласований не проводят, на контексты не глядят. Зря иные наблюдатели литературного процесса рассказывают сказки о том, что здесь все решает «харизма». Про «харизму» (хоть пролетевшего Курицына, хоть взошедшего на олимп Прилепина) ведь что-то знать надо, причем не изощренным толкователям литературной политики, а «наивным» членам Малого жюри. Случай -- страшная сила! Забавно, что в итоге награды удостоилось единственное из короткого списка сочинение с некоторыми литературными достоинствами. Не знаю, сам ли Прилепин нарек «Грех» «романом в рассказах» или это была инициатива издательства «Вагриус» (архаичный Букер все еще пытается блюсти чистоту «романных» риз, а упускать любой премиальный шанс не стоит), но цельности от этого перекрещивания порося в карася книге не добавилось. «Грех» -- сборник рассказов, легкие переклички меж которыми обеспечены только склонностью прозаика к автобиографическим (или квазиавтобиографическим) сюжетам. Да, тут все про «молодого человека на рубеже тысячелетий», но ни единства характера протагониста, ни его эволюции не наблюдается. И, пожалуй, не требуется. Удачные рассказы (лучший -- «пасторальный» -- дал название книге) и так читать приятно, неудачные («Шесть сигарет и так далее») -- и так противно. Зачем-то (может, для объема?) помещенная в книгу подборка «Захаркиных стихов» (по-моему, хиловатых) картины не меняет. Сборник и сборник. Его пестрота и некоторая нескладность по-своему привлекательны. Видно, что прозаик, чьи качественные (и помнящиеся) романы «Патологии» и «Санькя» претендовали на «Нацбест» в 2005 и 2006 годах, ищет «новую манеру». Может, найдет. А может, решит, что и так все отлично: были два попадания в шорт-листы «Нацбеста», был высокий шанс стяжать за «Санькю» Букера, была «Ясная Поляна», теперь новые лавры. Случайность случайностью, но и фортуна ведь не совсем дурында. |
В Риге открылся оперный фестиваль Оперный фестиваль в Риге стал традиционным, как в Мюнхене или Цюрихе: Латвийская национальная опера в июне «чистит перышки», показывает очередную премьеру и являет все лучшее из своих недавних пополнений... >>
Ретроспектива Виктора Алимпиева в фонде «Екатерина» Фонд культуры «Екатерина» на Лубянке прежде показывал в монографическом формате (сборные выставки не в счет) классиков современного искусства -- шестидесятника Владимира Янкилевского, режиссера и художника по совместительству Роберта (Боба) Уилсона, фотографа Андреаса Гурского... >>
На второй день «Кинотавр» представил два дебюта Общим для двух фильмов, показанных в конкурсе «Кинотавра», стал возраст дебютирующих режиссеров. Александру Мельнику, снявшему «Новую землю», пятьдесят, Сергею Мокрицкому («Четыре возраста любви») сорок семь... >>
Национальным бестселлером стал «Грех» Захара Прилепина Нынешний финал «Национального бестселлера» отменно иллюстрирует «лотерейно-демократическую» природу этой занимательной премии. Шесть членов жюри лихо разобрались с шестью соискателями... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|