N°62 10 апреля 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Частный случай В Москве на «Золотой маске» показали спектакль Алвиса Херманиса «Соня»
Как и для признанного «Маской» лучшим гастрольным событием сезона спектакля «Долгая жизнь», для инсценировки рассказа Татьяны Толстой «Соня» Новым рижским театром с документальной точностью воссоздано на сцене человеческое жилище, на этот раз примерно сороковых--пятидесятых годов. В ту эпоху, если кто ее еще помнит, вещи менялись мало и жили долго, сохраняя в себе память о своих менее долговечных владельцах. Художник спектакля Кристине Юрьяне собрала аутентичные супницы, кастрюли, кувшины, платья, шляпные коробки, комоды и фотоальбомы... Они немного из разных времен, но это не страшно -- тогда, когда время еще не бежало так стремительно, а обыватель не познакомился с понятием «дизайн», все чашки, ложки и светильники сохраняли свой вид в течение трех-четырех и более десятилетий. Но главное, от долгого совместного существования с человеком они перенимали его формы: платье сохраняло очертания тела, кровать проминалась под тяжестью попы, подушка впитывала запахи, а разливальная ложка помнила предков и лучшие времена. Режиссер Алвис Херманис воспользовался этим для реконструкции одной судьбы.
Историю Сони -- глупой, некрасивой старой девы -- разыгрывают два мелких жулика, вломившихся с чулком на лице в комнату, хозяйка которой (возможно, бывшая красавица Ада, со смуглым румянцем и кучей поклонников, дожившая до 90 лет), скорее всего, недавно умерла. Входят они и начинают рыскать по ящикам старомодного буфета и кухонного стола, с надеждой поживиться случайно завалявшимся кузнецовским фарфором или столовым серебром от Фаберже -- чего только не найдешь среди старушечьего имущества... Но им попадается воспоминание о Соне, о которой мало что известно, кроме имени и немногих смешных подробностей. Как она хорошо готовила и как невпопад говорила тосты... Как в неведении о существовании житейских тайн была бестактна... И всегда носила на лацкане своего дурацкого платья эмалевого голубка... Рассказывает о Соне нам один персонаж (его играет Евгений Исаев), в то время как другой (виртуозная роль Гундараса Аболиньша), напялив на толстый торс шелковую комбинацию и голубое платье в мелкий цветочек, на голову -- парик с бигуди, а на ноги -- толстые чулки, становится собственно Соней. С ее тупыми бараньими глазами, умелыми мягкими руками, нелепыми движениями и неожиданным достоинством. Конечно, это все карикатура, гротеск, условность, которую тем не менее очень быстро перестаешь замечать, принимая как совершенно реальную эту тучную женщину с бантами. Украшает ли Соня торт, массирует ли курицу перед тем, как сунуть ее в духовку, вытирает ли руки о кухонное полотенце, сворачивает ли салфетки «домиком» -- в этих очень точных, бытовых, конкретных движениях и живут тот самый дух времени и сама душа человеческая, о которых иначе невозможно получить никакого представления, хоть сто лет их описывай. Спектакль-воспоминание о Соне, которая «была дура» и отчество которой навсегда утрачено, идет под музыку, звучащую из старого патефона -- от ироничной утесовской «Если б жизнь твою коровью исковеркали б любовью» до современной и томной стилизации, принадлежащей, как рассказывают, группе «Чайф», -- и напоминает более всего балет точностью движений и расчетливостью мизансцен. Театр Алвиса Херманиса -- тот самый счастливый случай, когда смысл и эмоция рождаются из простых физических действий, куда более приземленных, чем те, которые имел в виду основоположник «системы». Узнаваемые, но и утрированные, а потому предельно выразительные жесты и движения каким-то волшебным образом переносят зрителей в тот реальный мир, память о котором уже почти перестала существовать. Спектакль идет на русском языке, поскольку на русском написан рассказ Толстой, который Херманис не захотел переводить на латышский язык, чтобы не лишаться изящных подробностей и томной манерности авторской речи: «Впрочем, по прошествии некоторого времени, когда уже выяснились и Сонина незаменимость на кухне в предпраздничной суете, и швейные достоинства, и ее готовность погулять с чужими детьми и даже посторожить их сон, если все шумной компанией отправляются на какое-нибудь неотложное увеселение, -- по прошествии некоторого времени кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями, восхитительными в своей непредсказуемости». Хороший, хотя и несколько умозрительный, рассказ о том, как нормальные и вроде бы умные люди прошли мимо простой, наивной и в чем-то великой души, но что-то их все же задело, заставило если не осознать, то хотя бы запомнить это нелепое воплощение евангельской нищеты духа, которой уготовано место в царствии небесном. Сама Соня в спектакле не произнесет ни слова. И ни разу не заметит своего комментатора, циничного и отвязного потомка, с его убогим интерпретационным багажом и дурацкими шуточками. Режиссер заставляет его жрать торт, старательно «накрученный» Соней, прямо из середины, а потом ложиться в него лицом, чтобы, возможно, воплотить всю грубость и нечистоту жестокого розыгрыша, учиненного родственниками и друзьями над дурой Соней. И с этой маской из торта, скрывающей лицо, персонаж так и просуществует до конца спектакля, до того трагического и нелепого финала, когда возвышенная доходяга Соня через весь блокадный Ленинград доберется до квартиры мифического своего поклонника Николая, чтобы принять за него главную шутницу Аду, тихо помирающую под грудой шуб, и покормить драгоценным, довоенным еще, томатным соком, сбереженным вот для такого смертного случая. Не знаю, кому как, а мне в этот момент литературность текста мешала, судьба Сони, ушедшей за водой и сгинувшей после бомбежки, как-то неожиданно окунулась в патетику, а гримаса судьбы показалась несколько нарочитой... Но все же это совершенно не меняет общего настроения спектакля, в котором состоялось главное событие -- рождение человека из духа вещей, из бытового ритуала. Соня, сотворенная в спектакле из материала приземленного и конкретного, а местами и совершенно неподходящего, приобрела образ живой и невесомый, стала собственным воспоминанием зрителей и привела с собой свой довоенный, мирный, уклад, где родственники ездили в Кисловодск, влюбленные писали письма, люди ходили в филармонию, а детей водили на прогулки. Мир нормальной и гуманной человечьей жизни, сегодня воспринимающийся как музей, тот самый, в котором Соня работала «хранительницей чего-то там». Хранительницей жизни она работала, вот что...
В Москве на «Золотой маске» показали спектакль Алвиса Херманиса «Соня» Как и для признанного «Маской» лучшим гастрольным событием сезона спектакля «Долгая жизнь», для инсценировки рассказа Татьяны Толстой «Соня» Новым рижским театром с документальной точностью воссоздано на сцене человеческое жилище, на этот раз примерно сороковых--пятидесятых годов... >>
У интеллектуалов выросла популярность групп, играющих трэш-метал Как сообщают нам последние исследования социологов, самая мозговитая молодежь нынче слушает вовсе не классическую музыку и не изворотливый джаз, а грозный, грязный, быстрый и громкий хеви-метал... >>
«Самый главный босс» Ларса фон Триера на экранах Москвы В конце фильма Ларс фон Триер (то и дело выглядывающий хулиганом-демиургом из-за плохо промытых стекол офисных помещений) просит извинения у зрителей всех категорий -- и тех, кто ожидал от фильма гораздо большего, и тех, кто не ожидал ничего, но получил гораздо большее, и тех, кто полностью оправдал свои ожидания... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|