N°55 30 марта 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
ПОЭЗия и проза Правительство пытается заманить грузоперевозчиков в российские порты
Правительство более не намерено мириться с огромными экономическими потерями, которые уже в течение многих лет являются следствием непривлекательности отечественных портов не только для иностранных, но и для собственных перевозчиков. Вчера кабинет министров одобрил проект закона о создании в российских морских, речных портах, а также в аэропортах портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). В правительстве надеются, что особый режим хозяйствования в отдельных портах на важнейших направлениях перевозок позволит существенно повысить грузооборот, что приведет в том числе к дополнительным поступлениям в бюджет в виде налогов.
Пока же российские порты явно проигрывают конкурентам из сопредельных стран (например, Латвии или Финляндии), где и сгружается львиная доля грузов, предназначенных России. По словам министра транспорта Игоря Левитина, 78 российских морских портов (62 торговых и 16 специализированных, рыбных) работают почти исключительно на экспорт. Из 421 млн тонн грузов, прошедших в прошлом году через порты, 82% составил именно экспорт. На импорт и транзит пришлось всего лишь 7,4 и 4,3% соответственно. «То есть наши порты проигрывают по привлекательности иностранным», -- констатировал Игорь Левитин. Отечественные порты не устраивают бизнес недостаточно развитой инфраструктурой, а также сложными и накладными таможенными процедурами. Достаточно сказать, что срок обработки грузов достигает двух недель, тогда как в соседних странах он составляет 48 часов. Отталкивает перевозчиков и степень криминализации российского портового хозяйства. Вчера на этот фактор премьер Михаил Фрадков обратил особое внимание. «Надо получить зоны (свободные экономические зоны в портах. -- Ред.), свободные от криминала, но не свободные от обязанности исполнять законы», -- заявил глава правительства. Глава Минэкономразвития Герман Греф обещал не допустить криминал в портовые зоны. «На первое место мы ставим создание абсолютно прозрачных условий работы бизнеса», -- сказал он журналистам в перерыве заседания кабинета министров. «Криминал возникает там, где возникают серые зоны в регулировании. В ПОЭЗ будут созданы специальные администрации. Надеюсь, что создание таких законодательных условий автоматически вытеснит из зон серый бизнес и криминал», -- оптимистично заявил министр. Предполагается, что законопроект об особых портовых зонах будет принят Госдумой этой весной. До конца года МЭРТ намерено провести конкурс по отбору портов, где будут созданы ПОЭЗ. На первом этапе, по словам Германа Грефа, их будет не более четырех. Но при этом они охватят все основные направления -- север, северо-восток, юг и Дальний Восток. Министр транспорта Игорь Левитин считает, что сегодня хорошие шансы стать особыми экономическими зонами имеют порты в Новороссийске, Находке и Усть-Луге. (В минувший понедельник на традиционной встрече с ключевыми министрами кабинета такую же мысль высказал президент России Владимир Путин.) Претенденты на создание портовых ОЭЗ должны будут вложить в развитие инфраструктуры в течение трех лет 3,5 млрд руб. При формировании свободной зоны в аэропортах -- 1,75 млрд рублей. Для перевозчиков в ПОЭЗ предполагается создать более благоприятный режим, чем в «простых» портах. «Таможенный режим характеризуется помещением товаров в режим свободной таможенной зоны, налог на добавленную стоимость и акцизы не уплачиваются, экспортеры имеют возможность претендовать на возмещение НДС с момента пересечения товаром границы портовой зоны», -- говорит Герман Греф. В то же время, по его словам, ПОЭЗ не будут наделяться преимуществами и льготами в той же степени, что порты соседних стран. «На данном этапе, думаю, этот шаг оправдан», -- сказал г-н Греф. Согласно статистическим исследованиям, рост грузо- и пассажиропотока у порта, действующего в обычном режиме, составляет от 3 до 6% в год, а в случае введения режима свободного порта эти показатели повышаются темпами от 20% и выше. По подсчетам Германа Грефа, если, например, в российские порты удастся перенаправить поток импортируемых автомобилей, то только по этой позиции грузопоток вырастет за год в два раза. Аналогичная ситуация может сложиться и по контейнерам. За последние десять лет грузопоток в портах Норвегии и Финляндии благодаря предназначенным для России контейнерам вырос в 19--22 раза. Между тем общий экономический эффект от ПОЭЗ можно будет оценить не так скоро. По оценкам главы МЭРТ, примерно в 2010--2011 годах. «Потребуется, наверное, не менее трех-четырех лет для того, чтобы создать конкурентоспособную инфраструктуру и иметь те результаты, которые мы хотели бы получить. Думаю, в 2010--2011 годах при активной реализации законопроекта мы сможем говорить о сопоставимых условиях и конкуренции (с иностранными портами. -- Ред.)», -- сказал г-н Греф. Вчера же правительство одобрило законопроект об индексации акцизов на 2008--2010 годы. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, акцизы на табачные изделия в ближайшие три году будут увеличиваться на 20% ежегодно. Акцизы на алкоголь предполагается индексировать в соответствии с прогнозируемой инфляцией. А вот акцизы на нефтепродукты в ближайшие три года останутся неизменными. Герман Греф в жестких тонах потребовал вписать в закон положение о дифференциации с 1 января 2008 года акцизов на бензин в зависимости от его качества: плохой бензин -- акциз больше, хороший -- меньше. По убеждению министра, это стало бы «существенным толчком для глубокой переработки нефти». Однако оказалось, что пока не принят закон о техническом регулировании, в принципе невозможно стандартизировать бензины по качеству. При этом сам Герман Греф выступил против принятия этого документа Госдумой (третье чтение закона намечено на начало апреля). «Если копнуть, я вам скажу, что на самом деле есть в этом законе», -- сказал министр. «Копать мы сегодня не будем. Но с техрегулированием работаем плохо. У нас не только крыши бассейнов будут падать, но и станки перестанут работать», -- заявил в ответ Михаил Фрадков и предложил в ближайшее время «обострить этот вопрос, отметив нашу бездеятельность». Платные автодороги узаконят На вчерашнем заседании правительство одобрило также законопроект «О платных автомобильных дорогах». Документ разграничивает полномочия между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в сфере ремонта, эксплуатации и обслуживания платных дорог. Обязательным условием создания платной автодороги является наличие бесплатного альтернативного проезда, что обеспечит конституционное право граждан на свободу передвижения. Между тем первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил в ходе обсуждения законопроекта, что он противоречит ряду положений гражданского законодательства. Он предложил исправить недочеты закона уже в ходе рассмотрения документа в Госдуме.
Вхождение «Газпрома» в «Сахалин-2» задерживается Самая громкая нефтегазовая сделка прошлого года -- согласие иностранных акционеров проекта «Сахалин-2» уступить государственному «Газпрому» контрольный пакет акций -- так и не завершена, хотя было обещано сделать это до конца первого квартала... >>
«Ростехнадзор» выписал Total штраф 30 тысяч рублей «Ростехнадзор», организовавший с 12 по 23 марта проверку деятельности французской Total на Харьягинском месторождении, обнародовал вчера ее результаты. Инспекторы насчитали десяток нарушений безопасности и выписали штраф на 1153 долл... >>
Большую часть допэмиссии акций банка могут выкупить зарубежные фонды Предложить свои акции инвесторам помимо двух крупнейших российских госбанков -- Сбербанка и ВТБ -- намерена еще одна кредитная организация. В апреле-мае дополнительное размещение бумаг проведет банк «Возрождение»... >>
Немецкий крупный бизнес критикует российский законопроект о допуске иностранцев в стратегические отрасли «Когда русские говорят «Германия», они подразумевают «Европа», и наоборот», -- поделился вчера своими размышлениями о национальных особенностях бизнеса в России председатель Восточного комитета германской экономики Клаус Мангольд во время пресс-ланча в берлинском отеле «Хайат»... >>
Еврокомиссия намерена разделить телекоммуникационные гиганты Еврокомиссия все активнее борется с монополизмом. Если в последний год она активно требовала (и до сих на этом настаивает) разделить крупные энергетические концерны, то теперь взялась за рынок связи. Вчера Еврокомиссия обнародовала рекомендации к новому законопроекту в области телекоммуникации... >>
Запрета на полеты Ил-86 не будет Египетские власти продлили разрешение на полеты российских самолетов Ил-86 в эту страну до 15 сентября. Об этом РИА Новости вчера сообщил заместитель главы управления гражданской авиации Египта Имад Салям... >>
«Мечел» покупает Южно-Кузбасскую ГРЭС РАО «ЕЭС России» полностью исполнило предписание Федеральной антимонопольной службы, вынесенное в 2005 году при создании Территориальной генерирующей компании №12... >>
Правительство пытается заманить грузоперевозчиков в российские порты Правительство более не намерено мириться с огромными экономическими потерями, которые уже в течение многих лет являются следствием непривлекательности отечественных портов не только для иностранных, но и для собственных перевозчиков... >>
Председатель правления управляющей компании группы «ГАЗ» Эрик Эберхардсон, отвечающий, в частности, за стратегию развития компании, вошел в совет директоров ОАО «ГАЗ», сменив в совете Максима Авдеева, который до апреля прошлого года был гендиректором управляющей компании... >>
В Калуге, где вчера проходило заседание президиума Госсовета, Владимир Путин посетил дом-музей родоначальника отечественной космонавтики Константина Циолковского... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|