|
|
N°55, 30 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ПОЭЗия и проза
Правительство пытается заманить грузоперевозчиков в российские порты
Правительство более не намерено мириться с огромными экономическими потерями, которые уже в течение многих лет являются следствием непривлекательности отечественных портов не только для иностранных, но и для собственных перевозчиков. Вчера кабинет министров одобрил проект закона о создании в российских морских, речных портах, а также в аэропортах портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). В правительстве надеются, что особый режим хозяйствования в отдельных портах на важнейших направлениях перевозок позволит существенно повысить грузооборот, что приведет в том числе к дополнительным поступлениям в бюджет в виде налогов.
Пока же российские порты явно проигрывают конкурентам из сопредельных стран (например, Латвии или Финляндии), где и сгружается львиная доля грузов, предназначенных России. По словам министра транспорта Игоря Левитина, 78 российских морских портов (62 торговых и 16 специализированных, рыбных) работают почти исключительно на экспорт. Из 421 млн тонн грузов, прошедших в прошлом году через порты, 82% составил именно экспорт. На импорт и транзит пришлось всего лишь 7,4 и 4,3% соответственно. «То есть наши порты проигрывают по привлекательности иностранным», -- констатировал Игорь Левитин.
Отечественные порты не устраивают бизнес недостаточно развитой инфраструктурой, а также сложными и накладными таможенными процедурами. Достаточно сказать, что срок обработки грузов достигает двух недель, тогда как в соседних странах он составляет 48 часов. Отталкивает перевозчиков и степень криминализации российского портового хозяйства. Вчера на этот фактор премьер Михаил Фрадков обратил особое внимание. «Надо получить зоны (свободные экономические зоны в портах. -- Ред.), свободные от криминала, но не свободные от обязанности исполнять законы», -- заявил глава правительства.
Глава Минэкономразвития Герман Греф обещал не допустить криминал в портовые зоны. «На первое место мы ставим создание абсолютно прозрачных условий работы бизнеса», -- сказал он журналистам в перерыве заседания кабинета министров. «Криминал возникает там, где возникают серые зоны в регулировании. В ПОЭЗ будут созданы специальные администрации. Надеюсь, что создание таких законодательных условий автоматически вытеснит из зон серый бизнес и криминал», -- оптимистично заявил министр.
Предполагается, что законопроект об особых портовых зонах будет принят Госдумой этой весной. До конца года МЭРТ намерено провести конкурс по отбору портов, где будут созданы ПОЭЗ. На первом этапе, по словам Германа Грефа, их будет не более четырех. Но при этом они охватят все основные направления -- север, северо-восток, юг и Дальний Восток.
Министр транспорта Игорь Левитин считает, что сегодня хорошие шансы стать особыми экономическими зонами имеют порты в Новороссийске, Находке и Усть-Луге. (В минувший понедельник на традиционной встрече с ключевыми министрами кабинета такую же мысль высказал президент России Владимир Путин.) Претенденты на создание портовых ОЭЗ должны будут вложить в развитие инфраструктуры в течение трех лет 3,5 млрд руб. При формировании свободной зоны в аэропортах -- 1,75 млрд рублей.
Для перевозчиков в ПОЭЗ предполагается создать более благоприятный режим, чем в «простых» портах. «Таможенный режим характеризуется помещением товаров в режим свободной таможенной зоны, налог на добавленную стоимость и акцизы не уплачиваются, экспортеры имеют возможность претендовать на возмещение НДС с момента пересечения товаром границы портовой зоны», -- говорит Герман Греф. В то же время, по его словам, ПОЭЗ не будут наделяться преимуществами и льготами в той же степени, что порты соседних стран. «На данном этапе, думаю, этот шаг оправдан», -- сказал г-н Греф.
Согласно статистическим исследованиям, рост грузо- и пассажиропотока у порта, действующего в обычном режиме, составляет от 3 до 6% в год, а в случае введения режима свободного порта эти показатели повышаются темпами от 20% и выше. По подсчетам Германа Грефа, если, например, в российские порты удастся перенаправить поток импортируемых автомобилей, то только по этой позиции грузопоток вырастет за год в два раза. Аналогичная ситуация может сложиться и по контейнерам. За последние десять лет грузопоток в портах Норвегии и Финляндии благодаря предназначенным для России контейнерам вырос в 19--22 раза.
Между тем общий экономический эффект от ПОЭЗ можно будет оценить не так скоро. По оценкам главы МЭРТ, примерно в 2010--2011 годах. «Потребуется, наверное, не менее трех-четырех лет для того, чтобы создать конкурентоспособную инфраструктуру и иметь те результаты, которые мы хотели бы получить. Думаю, в 2010--2011 годах при активной реализации законопроекта мы сможем говорить о сопоставимых условиях и конкуренции (с иностранными портами. -- Ред.)», -- сказал г-н Греф.
Вчера же правительство одобрило законопроект об индексации акцизов на 2008--2010 годы. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, акцизы на табачные изделия в ближайшие три году будут увеличиваться на 20% ежегодно. Акцизы на алкоголь предполагается индексировать в соответствии с прогнозируемой инфляцией. А вот акцизы на нефтепродукты в ближайшие три года останутся неизменными.
Герман Греф в жестких тонах потребовал вписать в закон положение о дифференциации с 1 января 2008 года акцизов на бензин в зависимости от его качества: плохой бензин -- акциз больше, хороший -- меньше. По убеждению министра, это стало бы «существенным толчком для глубокой переработки нефти». Однако оказалось, что пока не принят закон о техническом регулировании, в принципе невозможно стандартизировать бензины по качеству. При этом сам Герман Греф выступил против принятия этого документа Госдумой (третье чтение закона намечено на начало апреля). «Если копнуть, я вам скажу, что на самом деле есть в этом законе», -- сказал министр. «Копать мы сегодня не будем. Но с техрегулированием работаем плохо. У нас не только крыши бассейнов будут падать, но и станки перестанут работать», -- заявил в ответ Михаил Фрадков и предложил в ближайшее время «обострить этот вопрос, отметив нашу бездеятельность».
Платные автодороги узаконят
На вчерашнем заседании правительство одобрило также законопроект «О платных автомобильных дорогах». Документ разграничивает полномочия между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в сфере ремонта, эксплуатации и обслуживания платных дорог. Обязательным условием создания платной автодороги является наличие бесплатного альтернативного проезда, что обеспечит конституционное право граждан на свободу передвижения. Между тем первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил в ходе обсуждения законопроекта, что он противоречит ряду положений гражданского законодательства. Он предложил исправить недочеты закона уже в ходе рассмотрения документа в Госдуме.
Михаил ВОРОБЬЕВ