N°53
28 марта 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.03.2007
Состояние погружения
Ксенакис в Доме музыки на исполнительской биеннале

версия для печати
Концерт «Вокруг Ксенакиса» -- на первый взгляд самое скромное мероприятие Биеннале современных исполнительских искусств, спроектированной как собрание проектов-провокаций ради кардинального жеста -- смещения акцентов с исполняемого на исполнителя и исполнительские аксессуары. Когда выставляется не произведение искусства, а особый способ его трансляции с помощью, скажем, современных технологий. К примеру, проект Night Streets априори отвечал затее биеннале -- взорвать традиционную модель концертного ритуала.

Следующая ничего не взрывающая программа «Вокруг Ксенакиса» подчеркнуто традиционна. Как и ее мотив, лежащий в русле обычной концертной практики, -- посвящение 85-летию композитора, одного из главных в области новой музыки.

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) Юрия Каспарова сыграл четыре сочинения, созданные в последние 30 лет. Два -- уже ушедших авторов (Яниса Ксенакиса и Жерара Гризе), два -- ныне живущих (Яна Мареша и Филиппа Манури). Их национальная общность подчеркнута выступлением бывшего ассистента Пьера Булеза дирижера Жана Деруайе (1979 г.р.), дебютировавшего в Москве как состоявшаяся международная величина.

Но, несмотря на традиционность формы, вечер совпадал с главной задачей биеннале. Ибо его отправная точка -- фигура художника, оказавшего принципиальное влияние на облик современной культуры. Янис Ксенакис (1922--2001) явил тот самый новый тип творца, который сегодня понимается как актуальный: композитор, музыкальный теоретик, архитектор и математик, для которого мультимедийность стала естественным способом самовыражения. Грек по происхождению, Ксенакис родился в Румынии, а состоялся в Париже, где учился у композитора Оливье Мессиана и работал у архитектора Ле Корбюзье. Соединение музыки и архитектуры оказалось для него не механическим, а содержательным -- это были два языка для проявления художественных идей. Одна из них -- идея управляемого хаоса -- воплощалась в картине мира, харизматичной для XX века, где принципы свободы и автономии подчинены законам высшего порядка.

Открывшее концерт произведение Phlegra (1975) для ансамбля солистов идею демонстрировало как на ладони. Если воспринимать эту музыку на самом простом уровне, то смысл ее примерно в том, кто кого перекричит. Сначала подают голоса флейта-пикколо и виолончель, затем -- скрипка и альт, потом фагот и так далее, пока все играющие не проявят свои амбиции максимально. Каждый солист мнит себя центром вселенной, выкрикивая фразы с безапелляционной яростью. Когда кларнет бубнит один ритм на одном звуке, вы мысленно на его стороне, а когда фагот ведет себя аналогично -- вы, разумеется, на стороне фагота. Вроде все элементарно, и можно получать удовольствие от скопления точечных энергетических зарядов, которые воздействуют, минуя интеллект. Однако вовсе не обязательно быть специалистом, чтобы уловить эту идеально рассчитанную схему: да, это хаос, но управляемый железной волей, каковой отличались гении уровня Леонардо да Винчи и Иоганна Себастьяна Баха. Здесь все так чисто и ясно, что можно обучать младенцев композиционному мышлению, философии и математике одновременно.

Простота Ксенакиса оказалась недостижимым совершенством. Все, кто звучали вокруг него, воспринимались в таком соседстве уже просто производителями музыкальных опытов -- интересных, но не несущих этой печати неумолимой внятности. «Ступени» (1974) Жерара Гризе развивали композиционные приемы, выраженные на уровне формулы у Ксенакиса. Например, диалог темпераментов: тромбон долго тянет один звук, в то время как кларнет стрекочет как одержимый. Одно место, когда все инструменты бормотали вполголоса, можно назвать по-настоящему прекрасным: здесь Гризе достиг ступени, где расчет и естественность образовали гармонию.

Каждое произведение, вошедшее в группу Ксенакиса, так или иначе варьировало принципы нового композиционного мышления, выводящие к базовой идее биеннале: героем может стать не только музыка или композитор, а любой жест любого инструмента. В «Затмении» (1999--2001) для кларнета и ансамбля Яна Мареша -- хронологически самом свежем сочинении вечера -- таким моментом был диалог солиста (Олег Танцов) и рояля: без устали трудившийся кларнет вдруг успокоился, и стали слышны тихие, словно где-то далеко падающие капли, удары по клавишам -- волшебство, достижимое самыми простыми средствами.

Что и доказал финал вечера, где была исполнена «Пассакалия для Токио» (1994) для фортепиано и ансамбля Филиппа Манури. Старинный, основанный на повторе темы танцевальный жанр еще раз утвердил идею Ксенакиса: обуздать хаос можно. И делается это элементарно: в то время как члены ансамбля выявляли предельные возможности инструментов, пианист Михаил Дубов в подвижном темпе ударял по одному и тому же звуку. Длилось это минут десять, но не надоело ничуть. Потому что мы слышали не только прием, не только жест, но и состояние: погружение в бесконечность.
Марина БОРИСОВА
//  читайте тему  //  Музыка


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.03.2007
Роман Мухаметжанов
Умер Михаил Ульянов
Михаил Ульянов болел тяжело и долго, его смерть не была неожиданной. Неожиданным оказалось то, что все вдруг почувствовали: а ведь таких актеров больше не будет... >>
  • //  28.03.2007
Эмиль Матвеев
«Запретный город. Сокровища китайских императоров» в Музеях Московского Кремля
С сегодняшнего дня в Одностолпной палате Музеев Московского Кремля открыта выставка предметов коллекции главного исторического комплекса Пекина -- «Пурпурного запретного города», бывшего императорского дворца... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  28.03.2007
Ксенакис в Доме музыки на исполнительской биеннале
Концерт «Вокруг Ксенакиса» -- на первый взгляд самое скромное мероприятие Биеннале современных исполнительских искусств, спроектированной как собрание проектов-провокаций ради кардинального жеста -- смещения акцентов с исполняемого на исполнителя и исполнительские аксессуары... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  28.03.2007
Кирилл Каллиников
Названы соискатели Национальной детской литературной премии «Заветная мечта»
Второй сезон «Заветной мечты» не сильно отличается от первого. Хотя организаторы и эксперты опасались, что все сколько-нибудь перспективные рукописи уже извлечены (в прошлом году) из письменных столов, чадолюбивые сочинители за себя постояли и скептиков посрамили... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  28.03.2007
Смотрите с 29 марта на экранах Москвы
«Параграф 78. Часть 2» (Россия, 2007, Михаил Хлебородов). Финал фантастического боевика про команду спецназовцев-«призраков», выполнявших секретную миссию на военной базе и обнаруживших, что домой им вернуться не придется... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика