N°53
28 марта 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.03.2007
Эмиль Матвеев
Когда драконы были живыми
«Запретный город. Сокровища китайских императоров» в Музеях Московского Кремля

версия для печати
С сегодняшнего дня в Одностолпной палате Музеев Московского Кремля открыта выставка предметов коллекции главного исторического комплекса Пекина -- «Пурпурного запретного города», бывшего императорского дворца. Выставка из грандиозного, площадью в пятнадцать квадратных километров, дворцового ансамбля является кульминацией Года Китая в России. Организована она благодаря инициативе и при поддержке Внешэкономбанка и China Development Bank. Проходит под патронатом председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао, является ответом на выставку из коллекции Музеев Кремля в Пекине в прошлом году и вписана в долгосрочную программу представления в Кремле крупнейших императорских сокровищниц мира.

Выставка способствует укреплению российско-китайских политических, культурных и деловых связей. Об этом говорили на открытии руководители музеев, пекинского -- Чжэн Синьмяо, и московского -- Елена Гагарина. Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев в своей речи подчеркнул закономерность поддержки культуры бизнесом и плодотворность сотрудничества Внешэкономбанка с Государственным банком развития Китая в деловой и в культурной сфере. Об этом же говорил и представитель Государственного банка развития Китая.

Кроме дипломатической имеется у экспозиции и философская миссия -- наглядно предъявить артефакты того мира, с которого еще не была сорвана печать иерархии сакрального. Главным героем выставки стала последняя правившая в Китае династия Цин (1644--1911), при которой строгость и тщательность следования регламенту жизни императорского двора достигла поистине утонченного совершенства. Прилежание и усердие проявлялись во всем: от распорядка дня августейших императоров, проведения грандиозных дворцовых церемоний с участием тысяч придворных до архивации коллекций, сервировки стола и досуга императорских «драгоценных дам» -- наложниц.

Любезно показавшие вашему обозревателю выставку научный консультант Марина Неглинская и заместитель директора Музеев Кремля по научной работе Зельфира Трегулова рассказали о ее трехчастной структуре. Первая часть: предметы, определяющие ритуал, регламент дворцовой жизни. Вторая часть: творческие портреты самих императоров. Образование, просвещение, занятие науками и свободными художествами входили в систему воспитания идеального императора Поднебесной. Наконец, третья часть: жизнь во внутренних покоях, резиденция императрицы и гарема.

Все собранные в витринах атрибуты дворцовой жизни восхищают сегодня непостижимым доверием к ладному устройству Вселенной, где каждый камешек, растение, насекомое -- те же слуги Великой империи и присягают ей на верность. Встречает посетителей портрет императора Цяньлуна, правившего с 1735 по 1796 год. При нем в Поднебесной наступил золотой век: стабильность, подъем экономики, расцвет культуры. Собственным рвением к наукам, искусствам и гармоничному общественному укладу Цяньлун сопоставим с другими августейшими культуртрегерами -- от Августа до Александра Второго. На парадном портрете Цяньлун одет в церемониальное облачение чаофу -- желтый шелковый халат чаопао с орнаментом из драконов и накладной воротник «облачное оплечье». На голове соболиная шапка с навершием из четырех драконов, разделенных четырьмя жемчужинами. Драконы -- символы императора и мужского начала мироздания (ян). На груди ожерелье чаочжу: сто восемь бусин из кианита, четыре бусины из турмалина, четыре подвески. Солярную символику ожерелья непосвященному понять весьма непросто.

Точность письма исполненного водяными красками по шелку портрета Цяньлуна феноменальна. Виризм (натурализм) сакрального настолько неподконтролен европейской рассудочности, что не возникает мысли искать этому портрету рифмы и аналоги в истории мирового искусства. И забываешь, что это уже XVIII век и метод изображения выдает знакомство с европейским парадным портретом эпохи барокко. Или о том, что одеяние императора в очень прихотливом рисунке разума сопоставимо с облачением великих князей Древней Руси, чьи портреты -- гордость родной коллекция кремлевских музеев. В то же время сюрреалистичен эффект «двойного экспонирования»: драгоценное ожерелье на портрете выполнено средствами живописи, а рядом лежит в витрине в реальном материале. И степень "безусловности" в обоих случаях абсолютна.

Разглядывая выполненные на шелке картины дворцовых церемоний, сосуды из горного хрусталя, нефритовые вазы, диски с орнаментом в виде шелковичных червей, «чреватую» открытиями эпохи модерн фарфоровую утварь, в безграничную любовь жителей Великой империи к материалу -- медиуму духовной энергии веришь беспрекословно. Девизом выставки могут быть стихи того же просвещенного императора Цяньлуна, подписавшего свиток с собственным изображением в амплуа ученого, сидящего на диване в окружении произведений искусства. На сидящего Цяньлуна взирает он сам же с портрета, изображенного внутри шелкографии. Вирши сбоку: «Один или двое?/ Не приближается и не отдаляется./ Ученый это или рисунок тушью?/ Зачем гадать? Зачем размышлять?/ Писано в кабинете Вечной Весны». Такое величайшее почтение к образу, замещающему изображение, и к изображению, инициированному в вещь, уникально, особенно сегодня, когда и вещь и образ обесценились до условной единицы товарного обмена.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.03.2007
Роман Мухаметжанов
Умер Михаил Ульянов
Михаил Ульянов болел тяжело и долго, его смерть не была неожиданной. Неожиданным оказалось то, что все вдруг почувствовали: а ведь таких актеров больше не будет... >>
  • //  28.03.2007
Эмиль Матвеев
«Запретный город. Сокровища китайских императоров» в Музеях Московского Кремля
С сегодняшнего дня в Одностолпной палате Музеев Московского Кремля открыта выставка предметов коллекции главного исторического комплекса Пекина -- «Пурпурного запретного города», бывшего императорского дворца... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  28.03.2007
Ксенакис в Доме музыки на исполнительской биеннале
Концерт «Вокруг Ксенакиса» -- на первый взгляд самое скромное мероприятие Биеннале современных исполнительских искусств, спроектированной как собрание проектов-провокаций ради кардинального жеста -- смещения акцентов с исполняемого на исполнителя и исполнительские аксессуары... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  28.03.2007
Кирилл Каллиников
Названы соискатели Национальной детской литературной премии «Заветная мечта»
Второй сезон «Заветной мечты» не сильно отличается от первого. Хотя организаторы и эксперты опасались, что все сколько-нибудь перспективные рукописи уже извлечены (в прошлом году) из письменных столов, чадолюбивые сочинители за себя постояли и скептиков посрамили... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  28.03.2007
Смотрите с 29 марта на экранах Москвы
«Параграф 78. Часть 2» (Россия, 2007, Михаил Хлебородов). Финал фантастического боевика про команду спецназовцев-«призраков», выполнявших секретную миссию на военной базе и обнаруживших, что домой им вернуться не придется... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика