N°238
26 декабря 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.12.2007
О пользе конкуренции
В Петербурге открывается «Площадь искусств»

версия для печати
Фестиваль восьмой по счету. В 1999-м, когда он затевался, организаторы декларировали две цели: во-первых, привлечь внимание к филармонии, у которой до той поры не было собственного фестиваля, во-вторых, оживить глухую петербургскую зиму, когда иссякает бурный поток туристов, осаждающих город летом. В этом заинтересованы и артистические институции, участвующие в фестивале, и отель «Европа», расположенный от филармонии визави и естественным образом ставший соучредителем и партнером.

Была и еще одна цель, не объявленная, но всем понятная: у Валерия Гергиева к тому моменту имелся свой фестиваль «Звезды белых ночей», а у худрука филармонии Юрия Темирканова такого не было. Акцентуация на имени художественного руководителя и стала настоящей концепцией мероприятия, а прочие концепции носили характер достаточно факультативный. Например, программу самого первого фестиваля составили из хитов, потому что для начала надо было заманить народ. А второго -- из музыки XX века, но в афишу затесалось немало музыки века XIX, потому что эта афиша составлялась из имеющегося у оркестров репертуара -- не новый же учить, в самом деле. Шестой фест посвятили юбилею здания филармонии, седьмой -- столетию Шостаковича, имя которого носит филармония, нынешний -- 125-летию заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии.

Но посвящение -- это посвящение, а не идея. По случаю юбилея оркестр даст четыре концерта, три -- под управлением Юрия Темирканова. Что позиционируется как специальный подарок, хотя вообще-то, а чем же и заниматься оркестру Петербургской филармонии и его главному дирижеру, как не играть в Петербургской филармонии? Это самая естественная форма его деятельности и безусловная обязанность.

Чем любой фестиваль отличается от обычного течения концертного или театрального сезона? Придуманный, сочиненный фестиваль реализует некую оригинальную художественную мысль, воплощенную в новых программах и премьерах. «Площадь искусств», повторю, ни на что такое не претендует, она знай себе радует любителей «популярными классическими произведениями». Другой тип фестиваля (он может и соединяться с первым) -- парад исполнителей. Здесь «Площади искусств» есть чем похвастаться. Хотя болезнь помешала приехать заявленному Евгению Кисину (его на открытии 28 декабря заменит Денис Мацуев), однако целый концерт вместе с сопрано Татьяной Павловской даст выдающийся тенор Владимир Галузин, аккомпанировать им будет темиркановский оркестр. С ним же сыграет весьма успешная в последнее время скрипачка Юлия (или, как ее стали звать после переезда из Москвы в Германию, Джулия) Фишер. Целый вечер в Большом зале отдан Игорю Бутману и его бэнду.

Из всех академических искусств для нас важнейшим, как известно, является балет -- никакая музыка не влечет публику, и местную, и туристов, как он. Потому балет в лице Театра Бориса Эйфмана давно поселился на «Площади искусств». Будет Эйфман и сейчас, но не только он, а еще и солистка Большого театра и новоиспеченный депутат Госдумы Светлана Захарова: она со товарищи повторит в Петербурге свой бенефис («Кармен-сюита» и дивертисмент), который двумя днями раньше пройдет в Москве. Кроме того, Первопрестольная делегирует на «Площадь...» «Необыкновенный концерт» Театра Образцова. Помимо спектакля театр привезет выставку своих кукол, ее развернут в Малом зале филармонии. Кукольная коллекция вместе с выставкой картин петербургских художников в Большом зале отчасти компенсирует вялое участие Русского музея, одного из учредителей фестиваля, -- тот, не мудрствуя лукаво, обозначил в программе свои текущие выставки. Зато другой партнер (и сосед филармонии по площади Искусств -- непетербуржцам пора объяснить, что все эти учреждения на ней расположены) -- Михайловский театр, прежде участвовавший ни шатко ни валко, при новом директоре (или «новом владельце», как часто в городе называют занявшего этот пост миллиардера Владимира Кехмана) включился в дело рьяно: оба балетных вечера, поначалу предполагавшиеся на других площадках, пройдут на его сцене.

Самый интригующий сюжет нынешней «Площади искусств» -- приезд хора и оркестра Большого театра, которые предстанут под управлением своего главного дирижера Александра Ведерникова. Ведерников уже выступал в филармонии с ее вторым оркестром, но столь масштабная его гастроль в Петербурге впервые. В прошлом сезоне Юрий Темирканов дирижировал оркестром Большого, с этого сезона он его главный приглашенный дирижер. Естественным образом контакты Большого театра и Петербургской филармонии стали более тесными. И вот результат в высшей степени отрадный -- ведь петербуржцам интересно послушать, в каком творческом состоянии находятся сейчас хор и оркестр Большого.

Не секрет, что все коллеги внимательно и заинтересованно следят за бурной деятельностью Валерия Гергиева. Но одно дело просто радоваться гергиевским победам и сожалеть о его неудачах (или наоборот), а другое -- воспринимать их как стимул для своих премьер, концертов, фестивалей... Давно уже балетные труппы Большого и Мариинского театров благополучно обмениваются солистами. Мариинские солисты оперы поют в филармонии, в том числе сейчас в концертах «Площади искусств». Один гость на форуме сайта филармонии сетует на ухудшение после ремонта акустики Большого зала и предлагает всем миром попросить Гергиева и Темирканова забыть старые обиды и перенести часть филармонических программ в новый концертный зал Мариинского театра, где нынче акустика лучшая в Петербурге. Авось доживем и до такого, ведь от восстановления нормального кровообращения между нашими крупнейшими культурными институциями выиграет прежде всего публика.
Дмитрий ЦИЛИКИН, Санкт-Петербург


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  26.12.2007
Владимир  ЛУПОВСКОЙ
Адольф Шапиро поставил в театре Et cetera роман Рея Брэдбери
На мой взгляд, «451 по Фаренгейту» ставить и вовсе не стоило -- сейчас очень чувствуется, как устарел самый знаменитый у нас роман Брэдбери... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  26.12.2007
В Петербурге открывается «Площадь искусств»
Фестиваль восьмой по счету. В 1999-м, когда он затевался, организаторы декларировали две цели: во-первых, привлечь внимание к филармонии, у которой до той поры не было собственного фестиваля, во-вторых, оживить глухую петербургскую зиму, когда иссякает бурный поток туристов, осаждающих город летом... >>
  • //  26.12.2007
Смотрите с 27 декабря на экранах Москвы
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (Россия. 2007, Владимир Торопчин). Финальная часть рисованной богатырской трилогии (до сего момента на экране уже появлялись Алеша Попович и Добрыня Никитич)... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.12.2007
Звездной его ролью стал сыгранный тридцать лет назад в «Варианте «Омега» барон фон Шлоссер -- майор, затем полковник абвера, главный противник засланного в занятый немцами Таллин советского разведчика Скорина (того играл Олег Даль)... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика