N°2 11 января 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Памяти Владимира Кириллова
Ушел из жизни Владимир Васильевич Кириллов, преподаватель исторического факультета Московского университета, воспитавший не одно поколение историков русской архитектуры. Бесценный дар, которым Владимир Кириллов щедро делился со своими учениками -- студентами и аспирантами отделения истории искусств истфака МГУ, состоял в умении оживить, разговорить архитектуру, сделать ее героиней страстного исторического романа или грозного эпоса, или даже иронической комедии. В.В. Кириллов был великим Знатоком архитектуры, истовым, вдохновенным.
Он принадлежал к тому поколению, для которого личные амбиции не стоили ничего по сравнению с профессиональным долгом. Родился ученый в Москве в 1925 году. Учился в ремесленном училище, был призван во время Великой Отечественной, воевал на русско-японском фронте. После войны поступил в архитектурно-строительный техникум. По его окончании был принят на работу в Московский университет. Защитил диссертацию по архитектуре Тобольска (впоследствии издана в виде книги). На кафедре истории отечественного искусства В.В. Кириллов проработал до последних месяцев своей жизни. В 2000 году профессор праздновал пятидесятилетие своей педагогической деятельности. Сферой научных интересов Владимира Васильевича были переломные моменты, рубежи истории отечественной архитектуры. Еще в 70-е годы ученый выпустил монографии, посвященные русскому модерну и конструктивизму. Словно Магеллан или Колумб, ученый открыл те материки архитектурного знания, что сегодня стали местами подлинного паломничества. Спросите у просвещенного европейца: какую архитектуру России он знает? Ответ будет: архитектуру авангарда. Именно этот период тщательно исследовал в своих трудах Владимир Кириллов. В преддверии нового века ученый обратился к другой переломной эпохе, пока еще малоизвестной и плохо изученной. В 2000 году вышла последняя книга исследователя: «Архитектура Москвы на путях европеизации». Она посвящена Москве накануне петровских преобразований. В книге В.В. Кириллов опровергает стереотипы восприятия московской архитектуры конца XVII -- раннего XVIII века как отсталой и провинциальной. Он доказывает, что внутри позднего Средневековья происходили процессы обновления структурной, композиционной типологии зданий, подготавливающие рождение ордерных принципов проектирования. Когда наглядно представляешь диалог памятников нарышкинского барокко с маньеристическими памятниками Европы, а Москву рассматриваешь репетиционной площадкой великолепного архитектурного спектакля, устроенного Петром I в Санкт-Петербурге, тогда доверие и уважение к седой московской старине возрастают во сто крат. Это же немодное в свете нынешнего официального курса московских властей благоговение к старине пробуждалось во время частых прогулок с Владимиром Васильевичем по Москве эпохи Петра I или конструктивизма. Показать все следы, метки, родинки, что оставило время на теле каких-нибудь палат XVII века или построенного Голосовым рабочего клуба, Владимир Кириллов мог как никто другой. И путешествие превращалось в почти детективное приключение, расследование тайн старой Москвы. Владимир Васильевич был артистичным человеком: элегантный, изящный, обаятельно-эксцентричный, он был любим студентами. На потрясающе интересных лекциях он вдруг позволял себе милые чудачества. Например, в момент высшего эмоционального напряжения и вдохновенной жестикуляции вдруг сравнивал себя с воздушным шариком, который вот-вот оторвется и улетит. И обещал в следующий раз привязывать себя ниточкой за лацкан пиджака к кафедре... В последние годы Владимир Васильевич по оставшимся фрагментам (вербальным и визуальным) реконструировал облик зданий Москвы и Санкт-Петербурга времени Петра Великого. Труд так и не увидел света. Сын ученого, исследователь скандинавской архитектуры модерна Василий Кириллов вспоминает, что за пять дней до смерти Владимир Васильевич вдруг ринулся к пальто и шапке и умолял отвести его на кафедру -- передать материалы и архив. Дело чести сегодня -- волю ученого выполнить и архив издать. Светлая память.
Столичные власти начинают оформление в собственность памятников истории В один из последних дней 2006 года президент Владимир Путин поставил точку в затянувшемся споре о принадлежности исторических памятников федерального значения... >>
Мариинский театр осваивает свой новый концертный зал Сверхбурная жизнь Мариинского театра в сфере творческой, то есть нематериальной, естественным образом продолжается и в мире вещном, преобразуя материальную среду... >>
Спектакль «Примадонны» в МХТ легализовали Этих «Примадонн» сам черт не разберет. Вроде бы играют их в МХТ с середины осени, гоняют в хвост и в гриву, бойкая премия «Чайка» даже успела оделить этот спектакль тремя наградами -- за грим, за лучший дуэт и комедийную женскую роль, но при этом до последнего считалось, что спектакля как бы нет... >>
Ушел из жизни Владимир Васильевич Кириллов, преподаватель исторического факультета Московского университета, воспитавший не одно поколение историков русской архитектуры... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|