N°184
09 октября 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.10.2007
Владимир ЛУПОВСКОЙ
Жест и жесть
На фестивале «Территория» показали финский современный танец

версия для печати
Финский танцовщик и хореограф Теро Сааринен привез в Москву два моноспектакля -- «Человек в комнате» и «Охота». Первый -- сочинение Каролин Карлсон, легендарного инженера-строителя французского современного танца, артматриарха (музыка -- Apocalyptica, Гэвин Брайерс). Второй -- собственная постановка Сааринена, его версия «Весны священной» Стравинского. Две получасовые одноактовки схожи тематикой -- в каждой из них Сааринен разбирается с балетными мифами и с возможностями собственного тела.

Возможности эти кажутся безграничными. Будто нет костей, нет жестких их креплений -- конечности могут вывернуться под любым углом; мышцы обеспечивают и невероятную плавность и самоубийственную резкость. «Территория» в этом году существует под девизом «Тело в городе» -- и спектакль под этот девиз выбран образцово. Сааринен командует собственным телом как диктатор и солдат, слушает его как музыкант и -- изредка -- чуть посмеивается над ним, как над старым приятелем. В монологе, придуманном Карлсон, человек определяет границы пространства, в котором ему суждено находиться, и приходит в ужас, эти границы определив; пластическая истерика подчеркнута манипуляциями с красочными тюбиками -- через некоторые промежутки времени актер размазывает по себе краски. По сонной артерии -- вниз, к груди, по рукам, по спине. Замена крови сладострастно втирается в кожу -- вот, смотрите, я весь искусственный, это все клюквенный сок. Балет -- странное занятие, неестественное занятие, я его выбрал (в достаточно взрослом возрасте -- в семнадцать лет) и теперь существую по иным законам. И в тексте -- полуразмышлении-полувопле отчетливо фиксируется поза Фавна, воспоминание о Нижинском. Человек, с появлением которого в истории танца изменилась роль мужчины на сцене, -- «в предках», в художественных предшественниках.

Спектакль Карлсон был поставлен семь лет назад для Венецианской биеннале, и в той же самой Венеции два года спустя Сааринен впервые показал «Охоту».

Как продолжение, как развитие темы. Под музыку «Весны священной» Сааринен то складывается умирающим лебедем (еще один символ новой балетной эры), то становится экраном для проекции кружащихся узоров (в буклете -- текст хореографа о том, что «мы угнетены медиа, но вынуждены взаимодействовать с ними»). В музыке «Весны священной» Сааринен услышал только повтор, нескончаемый повтор, и не нашел развития темы и ее разрешения. (Может быть, потому, что в начале ХХ века история еще представлялась некоторым людям путем к прогрессу, нынче же она многим видится россыпью тупого страдания.) Потому -- набор картинок, впечатляющих, но не собранных воедино; и чудовищная агрессия по отношению к зрителю -- резко мерцающий свет, неожиданные удары по глазам (устроители были честны и повесили перед входом предупреждение, что спектакль не рекомендуется смотреть тем людям, здоровью которых все это может повредить; вообще-то, на мой взгляд, такие штуки вредят всем). И Фавн обозначен и в этом тексте; классическая его профильная поза. Сааринен говорит о родстве любого танцовщика с вечным мифом. Имеет право. Но лучше бы без стробоскопа. Нижинский как-то обходился без него.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.10.2007
Михаил Гутерман
«Берег утопии» на сцене Российского молодежного театра
Разговоры о спектакле РАМТа по трилогии Тома Стоппарда начались задолго до премьеры и текли по двум руслам: грандиозность постановки (ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке не решились играть «Берег утопии» в один день) и проблема «стороннего взгляда» на русскую историю и культуру... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  09.10.2007
Владимир ЛУПОВСКОЙ
На фестивале «Территория» показали финский современный танец
Финский танцовщик и хореограф Теро Сааринен привез в Москву два моноспектакля -- «Человек в комнате» и «Охота». Первый -- сочинение Каролин Карлсон, легендарного инженера-строителя французского современного танца, артматриарха (музыка -- Apocalyptica, Гэвин Брайерс)... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  09.10.2007
Роман Мухаметжанов
Министр культуры цензурирует современное искусство
Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов назвал вчера выставку «Соц-арт. Политическое искусство из России», подготовленную Третьяковской галереей (куратор Андрей Ерофеев) для Парижа, национальным позором... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  09.10.2007
Итоги кинофорума «Амурская осень»
Открытый российский кинофорум начинался пять лет назад как показ десятка фильмов с вручением приза зрительского жюри и девизом «Вернем россиянина в кинотеатры на отечественные картины!»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  09.10.2007
Пока официальное жюри национальной литературной премии «Большая книга» определяет лауреатов, продолжается определение победителя в номинации «Приз читательских симпатий». С 10 октября к этому процессу присоединяется Первое мобильное издательство... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика