N°184 09 октября 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Жест и жесть На фестивале «Территория» показали финский современный танец
Финский танцовщик и хореограф Теро Сааринен привез в Москву два моноспектакля -- «Человек в комнате» и «Охота». Первый -- сочинение Каролин Карлсон, легендарного инженера-строителя французского современного танца, артматриарха (музыка -- Apocalyptica, Гэвин Брайерс). Второй -- собственная постановка Сааринена, его версия «Весны священной» Стравинского. Две получасовые одноактовки схожи тематикой -- в каждой из них Сааринен разбирается с балетными мифами и с возможностями собственного тела.
Возможности эти кажутся безграничными. Будто нет костей, нет жестких их креплений -- конечности могут вывернуться под любым углом; мышцы обеспечивают и невероятную плавность и самоубийственную резкость. «Территория» в этом году существует под девизом «Тело в городе» -- и спектакль под этот девиз выбран образцово. Сааринен командует собственным телом как диктатор и солдат, слушает его как музыкант и -- изредка -- чуть посмеивается над ним, как над старым приятелем. В монологе, придуманном Карлсон, человек определяет границы пространства, в котором ему суждено находиться, и приходит в ужас, эти границы определив; пластическая истерика подчеркнута манипуляциями с красочными тюбиками -- через некоторые промежутки времени актер размазывает по себе краски. По сонной артерии -- вниз, к груди, по рукам, по спине. Замена крови сладострастно втирается в кожу -- вот, смотрите, я весь искусственный, это все клюквенный сок. Балет -- странное занятие, неестественное занятие, я его выбрал (в достаточно взрослом возрасте -- в семнадцать лет) и теперь существую по иным законам. И в тексте -- полуразмышлении-полувопле отчетливо фиксируется поза Фавна, воспоминание о Нижинском. Человек, с появлением которого в истории танца изменилась роль мужчины на сцене, -- «в предках», в художественных предшественниках. Спектакль Карлсон был поставлен семь лет назад для Венецианской биеннале, и в той же самой Венеции два года спустя Сааринен впервые показал «Охоту». Как продолжение, как развитие темы. Под музыку «Весны священной» Сааринен то складывается умирающим лебедем (еще один символ новой балетной эры), то становится экраном для проекции кружащихся узоров (в буклете -- текст хореографа о том, что «мы угнетены медиа, но вынуждены взаимодействовать с ними»). В музыке «Весны священной» Сааринен услышал только повтор, нескончаемый повтор, и не нашел развития темы и ее разрешения. (Может быть, потому, что в начале ХХ века история еще представлялась некоторым людям путем к прогрессу, нынче же она многим видится россыпью тупого страдания.) Потому -- набор картинок, впечатляющих, но не собранных воедино; и чудовищная агрессия по отношению к зрителю -- резко мерцающий свет, неожиданные удары по глазам (устроители были честны и повесили перед входом предупреждение, что спектакль не рекомендуется смотреть тем людям, здоровью которых все это может повредить; вообще-то, на мой взгляд, такие штуки вредят всем). И Фавн обозначен и в этом тексте; классическая его профильная поза. Сааринен говорит о родстве любого танцовщика с вечным мифом. Имеет право. Но лучше бы без стробоскопа. Нижинский как-то обходился без него. |
«Берег утопии» на сцене Российского молодежного театра Разговоры о спектакле РАМТа по трилогии Тома Стоппарда начались задолго до премьеры и текли по двум руслам: грандиозность постановки (ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке не решились играть «Берег утопии» в один день) и проблема «стороннего взгляда» на русскую историю и культуру... >>
На фестивале «Территория» показали финский современный танец Финский танцовщик и хореограф Теро Сааринен привез в Москву два моноспектакля -- «Человек в комнате» и «Охота». Первый -- сочинение Каролин Карлсон, легендарного инженера-строителя французского современного танца, артматриарха (музыка -- Apocalyptica, Гэвин Брайерс)... >>
Министр культуры цензурирует современное искусство Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов назвал вчера выставку «Соц-арт. Политическое искусство из России», подготовленную Третьяковской галереей (куратор Андрей Ерофеев) для Парижа, национальным позором... >>
Итоги кинофорума «Амурская осень» Открытый российский кинофорум начинался пять лет назад как показ десятка фильмов с вручением приза зрительского жюри и девизом «Вернем россиянина в кинотеатры на отечественные картины!»... >>
Пока официальное жюри национальной литературной премии «Большая книга» определяет лауреатов, продолжается определение победителя в номинации «Приз читательских симпатий». С 10 октября к этому процессу присоединяется Первое мобильное издательство... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|