N°183 08 октября 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Художник, иди домой! В Петербурге проходит седьмой фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»
Ежегодный фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», который проводится уже в седьмой раз при поддержке комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга и Фонда Форда -- самый «долгоиграющий», успешный и лучший проект Петербургского фонда культуры и искусства Институт ПРО АРТЕ.
Питер -- город-музей сам по себе, но количество его музеев и музейчиков, прежде всего ведомственных, естественно-научных или мемориальных, не поддается подсчету. Именно этим «неизвестным героям» и посвящен проект ПРО АРТЕ, который пытается вытащить их из забвения и прозябания, превратить в туристические достопримечательности и даровать новую жизнь посредством фантазий «актуальных» художников, внедряющихся в нехудожественные и консервативные пространства. Идея оказалась очень правильной: зрителей год от года становится все больше, заявок на участие в фестивале от музеев и художников тоже. В итоге за все время существования фестиваля было задействовано с полсотни площадок, от таких респектабельных, как Кунсткамера или Государственный музей политической истории России (бывший Музей революции), до столь экстравагантных, как Государственный музей городской скульптуры (в просторечии -- некрополь-кладбище Александро-Невской лавры) или Музей кафедры патологической анатомии при Академии ветеринарной медицины. Велик соблазн свести рассказ о фестивале к простому перечислению названий музейных заведений и описанию их интерьеров, которые в большинстве случаев есть сами по себе законченные, парадоксальные и выпавшие из времени артефакты, на фоне которых теряются любые ученые изыски современного искусства. Впрочем, налицо определенные подвижки. Многие музеи добровольно взяли на заметку достижения актуальной эстетики и модернизировали свои экспозиции или выстроили их с нуля согласно последней моде. Так, для меня на нынешнем фестивале (а ваш корреспондент послушно отправляется по осени в Петербург уже в седьмой раз) подлинным откровением явились три проекта, причем во всех случаях именно благодаря самим музеям. Ну, во-первых, групповая выставка «Случайная политика» студентов Института ПРО АРТЕ, художников начинающих, но трудившихся под началом столичного мэтра, фотографа и видео-артиста Владислава Ефимова, в помянутом Музее политической истории. Беззлобные, беззаботные, шутливые и декоративные студенческие работы, пытающиеся иронизировать на социально-исторические темы (плачущий маленький Ленин с октябрятской звездочки, плюшевый двуглавый орел, плакатные изображения советских вождей с женскими чертами лица и т.д.) и приватизировать прошлое, являются, конечно, в самом деле случайным «капустником». Но все эти работы изящно раскиданы по всему музею, требуя от зрителя навыков следопыта, а сама постоянная экспозиция бывшего идеологического монстра сегодня обновлена и технически (плазменные экраны, аудиогиды, современная подсветка), и эстетически (прозрачные полы с микроинсталляциями под ногами зрителя, нарушение строгой хронологии ради концептуального замысла каждого зала, бережное воссоздание не буквы, а духа времени). Разбросанность студенческой выставки по необъятной территории музея заставляет пройтись по нему целиком, и зрительский труд будет вознагражден. А вот плутать по этажам старой водонапорной башни Главной водопроводной станции, в которой расположен недавно открытый музей «Мир воды Санкт-Петербурга», никто не требует. Видеофильм «Путь домой» известного шведского хореографа Эвы Лилья демонстрируется в отдельном зале. На большом экране люди танцуют, общаются, признаются в любви под водой, в замедленном темпе, пронизанные таинственным светом. Эта метафизическая и уж слишком эффектная работа немного напоминает классические экзерсисы американца Била Виолы, но в женском, аффектированном варианте. От экрана трудно оторваться, но надо, поскольку новый музей тоже дико интересен. Стоит сделать усилие и начать восхождение по винтовой лестнице, чтобы увидеть макеты старых водозаборников, настоящие антикварные унитазы, полноценные инсталляции в гигантских витринах, а также тряпичные панно знаменитой художницы-митька Ольги Флоренской. Казалось бы, что может быть скучнее Музея воды? У нас в Москве тоже есть такой -- так в горле пересыхает от тоски. Но вот, оказывается, и из канализации можно сделать экспозиционную конфетку. Жаль только, что участники фестиваля ее толком не распробовали. Зато единственное (и экзотичнейшее само по себе место), где художники, кураторы и музейщики слились в естественном экстазе, -- Астрономический музей Главной (Пулковской) обсерватории РАН. В принципе музея как такового в недавно открытом для зрителя научном заведении пока еще нет -- лишь несколько исторических экспонатов да знаменитый Пулковский меридиан, наш ответ Гринвичу. Но администрация обсерватории дала возможность (не от хорошей жизни -- обсерваторию собираются переселять) куратору фестивального проекта, сотруднику отдела новейших течений Русского музея Олесе Туркиной воспользоваться всей территорией комплекса -- апартаментами его основателя Василия Струве, подвижным куполом старого телескопа, зданием радиотелескопа и полянкой перед его гигантской антенной-радаром. Именно там развернули свою инсталляцию «Ваня, иди домой!» Иван Говорков и Елена Губанова -- лучшую работу и в Пулково, и на всем фестивале этого года. Вот представьте. Вы садитесь на маленький зеленый табурет у подножия этой антенны. Надеваете наушники и готовитесь услышать звуки Космоса. А вместо этого оттуда звучит голос мамы Говоркова: «Ваня, иди домой!» -- совсем как в фильме Вуди Аллена. И мироздание сужается до окна дома на Васильевском острове... Собственно, так и современный художник-космополит наивно полагает, что домом ему является весь мир. А Институт ПРО АРТЕ ненавязчиво напоминает, что место гения -- в музее. Напоминает уже в седьмой раз. |
В Большом театре заново поставили оперу Чайковского Премьера «Пиковой дамы» на Новой сцене Большого театра, заранее обещавшая стать сенсацией и призванная вслед за другими (в том числе за «Евгением Онегиным» в постановке Дмитрия Чернякова и «Борисом Годуновым» Александра Сокурова) мягко модернизировать обветшавший репертуар русской оперной классики, -- представила публике двух оперных дебютантов: великолепного музыканта Михаила Плетнева и авторитетного режиссера Валерия Фокина... >>
"Территория" открылась спектаклем Ромео Кастеллуччи Фестиваль «Территория», заявивший одной из главных своих целей представление искусства, существующего на смежных территориях, начал программу со спектакля Tragedia Endogonidia BR.#04 Brussel и лучше выдумать не мог... >>
Алексей Ратманский поставил балет по Хармсу и Олейникову Открывшись брюссельской фантазией Кастеллуччи, фестиваль «Территория» в минувшие выходные предложил столичным жителям все возможные зрелища... >>
В Петербурге проходит седьмой фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» Ежегодный фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», который проводится уже в седьмой раз при поддержке комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга и Фонда Форда -- самый «долгоиграющий», успешный и лучший проект Петербургского фонда культуры и искусства Институт ПРО АРТЕ... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|