Время новостей
     N°183, 08 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.10.2007
Художник, иди домой!
В Петербурге проходит седьмой фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»
Ежегодный фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», который проводится уже в седьмой раз при поддержке комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга и Фонда Форда -- самый «долгоиграющий», успешный и лучший проект Петербургского фонда культуры и искусства Институт ПРО АРТЕ.

Питер -- город-музей сам по себе, но количество его музеев и музейчиков, прежде всего ведомственных, естественно-научных или мемориальных, не поддается подсчету. Именно этим «неизвестным героям» и посвящен проект ПРО АРТЕ, который пытается вытащить их из забвения и прозябания, превратить в туристические достопримечательности и даровать новую жизнь посредством фантазий «актуальных» художников, внедряющихся в нехудожественные и консервативные пространства. Идея оказалась очень правильной: зрителей год от года становится все больше, заявок на участие в фестивале от музеев и художников тоже. В итоге за все время существования фестиваля было задействовано с полсотни площадок, от таких респектабельных, как Кунсткамера или Государственный музей политической истории России (бывший Музей революции), до столь экстравагантных, как Государственный музей городской скульптуры (в просторечии -- некрополь-кладбище Александро-Невской лавры) или Музей кафедры патологической анатомии при Академии ветеринарной медицины.

Велик соблазн свести рассказ о фестивале к простому перечислению названий музейных заведений и описанию их интерьеров, которые в большинстве случаев есть сами по себе законченные, парадоксальные и выпавшие из времени артефакты, на фоне которых теряются любые ученые изыски современного искусства. Впрочем, налицо определенные подвижки. Многие музеи добровольно взяли на заметку достижения актуальной эстетики и модернизировали свои экспозиции или выстроили их с нуля согласно последней моде.

Так, для меня на нынешнем фестивале (а ваш корреспондент послушно отправляется по осени в Петербург уже в седьмой раз) подлинным откровением явились три проекта, причем во всех случаях именно благодаря самим музеям.

Ну, во-первых, групповая выставка «Случайная политика» студентов Института ПРО АРТЕ, художников начинающих, но трудившихся под началом столичного мэтра, фотографа и видео-артиста Владислава Ефимова, в помянутом Музее политической истории. Беззлобные, беззаботные, шутливые и декоративные студенческие работы, пытающиеся иронизировать на социально-исторические темы (плачущий маленький Ленин с октябрятской звездочки, плюшевый двуглавый орел, плакатные изображения советских вождей с женскими чертами лица и т.д.) и приватизировать прошлое, являются, конечно, в самом деле случайным «капустником». Но все эти работы изящно раскиданы по всему музею, требуя от зрителя навыков следопыта, а сама постоянная экспозиция бывшего идеологического монстра сегодня обновлена и технически (плазменные экраны, аудиогиды, современная подсветка), и эстетически (прозрачные полы с микроинсталляциями под ногами зрителя, нарушение строгой хронологии ради концептуального замысла каждого зала, бережное воссоздание не буквы, а духа времени). Разбросанность студенческой выставки по необъятной территории музея заставляет пройтись по нему целиком, и зрительский труд будет вознагражден.

А вот плутать по этажам старой водонапорной башни Главной водопроводной станции, в которой расположен недавно открытый музей «Мир воды Санкт-Петербурга», никто не требует. Видеофильм «Путь домой» известного шведского хореографа Эвы Лилья демонстрируется в отдельном зале. На большом экране люди танцуют, общаются, признаются в любви под водой, в замедленном темпе, пронизанные таинственным светом. Эта метафизическая и уж слишком эффектная работа немного напоминает классические экзерсисы американца Била Виолы, но в женском, аффектированном варианте. От экрана трудно оторваться, но надо, поскольку новый музей тоже дико интересен. Стоит сделать усилие и начать восхождение по винтовой лестнице, чтобы увидеть макеты старых водозаборников, настоящие антикварные унитазы, полноценные инсталляции в гигантских витринах, а также тряпичные панно знаменитой художницы-митька Ольги Флоренской. Казалось бы, что может быть скучнее Музея воды? У нас в Москве тоже есть такой -- так в горле пересыхает от тоски. Но вот, оказывается, и из канализации можно сделать экспозиционную конфетку. Жаль только, что участники фестиваля ее толком не распробовали.

Зато единственное (и экзотичнейшее само по себе место), где художники, кураторы и музейщики слились в естественном экстазе, -- Астрономический музей Главной (Пулковской) обсерватории РАН. В принципе музея как такового в недавно открытом для зрителя научном заведении пока еще нет -- лишь несколько исторических экспонатов да знаменитый Пулковский меридиан, наш ответ Гринвичу. Но администрация обсерватории дала возможность (не от хорошей жизни -- обсерваторию собираются переселять) куратору фестивального проекта, сотруднику отдела новейших течений Русского музея Олесе Туркиной воспользоваться всей территорией комплекса -- апартаментами его основателя Василия Струве, подвижным куполом старого телескопа, зданием радиотелескопа и полянкой перед его гигантской антенной-радаром. Именно там развернули свою инсталляцию «Ваня, иди домой!» Иван Говорков и Елена Губанова -- лучшую работу и в Пулково, и на всем фестивале этого года. Вот представьте. Вы садитесь на маленький зеленый табурет у подножия этой антенны. Надеваете наушники и готовитесь услышать звуки Космоса. А вместо этого оттуда звучит голос мамы Говоркова: «Ваня, иди домой!» -- совсем как в фильме Вуди Аллена. И мироздание сужается до окна дома на Васильевском острове...

Собственно, так и современный художник-космополит наивно полагает, что домом ему является весь мир. А Институт ПРО АРТЕ ненавязчиво напоминает, что место гения -- в музее. Напоминает уже в седьмой раз.

Федор РОМЕР
//  читайте тему  //  Выставки