N°162
07 сентября 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  07.09.2007
Умер Лючано Паваротти
версия для печати
Солнце мировой оперы закатилось. Для публики Паваротти был солнцем, символом и божеством оперной музыки второй половины ХХ века. Кроме того, он еще был замечательным певцом -- эффектным артистом с прекрасным голосом и абсолютным и завораживающим обаянием. Но именно солнечно-божественный статус превратил его в одну из главных икон нового мира, где элитарная классика стала предметом восторга и поклонения стадионов.

Его смерть не была скоропостижной, к ней готовились -- и мир, и он сам. Он болел, он прощался, за последние пять лет дал всего несколько концертов. Он перенес онкологическую операцию, потом планировал восстановить активную концертную деятельность. Две недели назад ему стало хуже. Буквально позавчера его родственники и представители распространили информацию о том, что «Лючано Паваротти скоро умрет, он не боится». Мир замер и следующим утром получил эсэмэску от менеджера певца: «Паваротти умер час назад».

Несмотря на прощальные концерты, давнюю, тяжелую болезнь и абсолютное отсутствие скрытности в окружении певца, интернет-форумы завалены возгласами «Не верю!». Многим казалось, боги бессмертны. Не впервые оказалось -- нет.

Фантастическая слава не знавшего нот певца, выигравшего вокальный конкурс в 1961 году и с тех пор превратившегося в первого кумира всех оперных сцен всех континентов (с 1966 года -- театра «Ла Скала», после сокрушительного дебюта 1972 года -- нью-йоркской «Метрополитен-оперы»), гиннесс-рекорды его выходов после спектаклей на бис, эталонные партии, сумасшедшие концерты, сам перечень открытых площадок, на которые при помощи голоса Паваротти буквально «вылились» самые трепетные фрагменты оперных партитур (лондонский Гайд-парк, нью-йоркский Центральный парк, площадь перед Эйфелевой башней, древние мексиканские руины и стадионы, стадионы, стадионы), -- все стало историей, но вошло в нее давно и в свою очередь сделало ее такой, какова она есть.

Паваротти -- обладатель удивительного тембра, уникальной техники, выдающегося дыхания, а еще герой светской хроники, человек феноменальных тиражей и гонораров, неповторимо обаятельный, с молодости рисовавший себе черные как смоль брови, -- пел только по-итальянски, только итальянскую оперу. В его исполнении оперные итальянские шедевры обрели эталонное, «окончательное» для массового потребителя звучание. Массы изнывали от красоты. Даже священнодействующее в небывалом массовом ритуале трио Паваротти--Доминго--Каррерас, освятившее своим присутствием футбол как храм, без Паваротти не обрело бы такой безусловной магической силы.

Споры о том, низвели ли герои этой удивительной истории (и в первую очередь Паваротти) оперный жанр с его заслуженного пьедестала или удачно «популяризировали классику» (и это тоже заслуга в первую очередь Большого Лючано, первым в оперной истории запевшего в микрофон), продолжаются до сих пор без каких бы то ни было шансов на однозначный вывод.

На сегодняшний день элитарная классика осталась элитарной, а непросвещенные люди -- непросвещенными. ХХ век как гром и молнии метал амбиции всеобщего единения, слияния высокого и низкого, но родил глянец. Солнечное, ласковое, согревающее и расслабляющее искусство Паваротти было одной из самых принципиальных страниц этого сюжета, но все же оно существует и вне его. Теперь -- как воспоминания об уникальном, чистом, феерическом голосе, напоенном необыкновенным светлым чувством.
Юлия БЕДЕРОВА


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  07.09.2007
Солнце мировой оперы закатилось. Для публики Паваротти был солнцем, символом и божеством оперной музыки второй половины ХХ века. Кроме того, он еще был замечательным певцом -- эффектным артистом с прекрасным голосом и абсолютным и завораживающим обаянием... >>
  • //  07.09.2007
Михаил Гутерман
Ужасное известие для всех людей, связанных с театром. Внезапно, безвременно (на шестьдесят первом году), несправедливо, в расцвете сил скончался в Болгарии, где он готовил гастроли своего «Центра и драматургии и режиссуры», Алексей Николаевич Казанцев... >>
  • //  07.09.2007
Владимир ЛУПОВСКОЙ
Фестиваль «Любимовка» начался, на носу «Новая драма»
Московский театральный сезон открылся месячником новых пьес. В один день прошла и пресс-конференция «Новой драмы», где фестиваль объявил о своих планах на вторую половину месяца, и начался фестиваль молодой драматургии «Любимовка»... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  07.09.2007
«Антидурь» на московских экранах
Два агента национальной безопасности -- Виктор Вельмишев (Дмитрий Дюжев), сердцеед и хохотун, всем другим нарядам мира предпочитающий майку без рукавов, и Влад Кошкин (Владимир Турчинский), семьянин, в свободное от поимок всякого рода мерзавцев время помогающий дочурке решать задачи на пространственное мышление, -- напрочь проваливают особо важное задание по извлечению из Лондона незаконопослушного олигарха... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  07.09.2007
Идол панк-рока Игги Поп со своей группой The Stooges даст концерт в клубе «Б1 Maximum»
Легендарная группа The Stooges, с которой в 1968 году началась музыкальная карьера Игги Попа, вновь объединилась три года назад, а в нынешнем году выпустила новую пластинку The Weirdness и включила Москву в свой гастрольный тур... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика