N°160 05 сентября 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Давайте воспарим... Учителя по-прежнему предпочитают обсуждать насущные, а не концептуальные проблемы
Меня всегда удивляло обилие методистов-предметников, их роль в жизни учителя, массовое увлечение педагогов методическими брошюрами, словно популярными детективами. Учителя порой зачитывают их до дыр, передают из рук в руки, хранят как раритет.
Мне казалось, что урок -- это поле для творчества, когда в первую очередь важны знания по предмету, далее -- фантазия и импровизация. С этой точки зрения учительство -- больше искусство, чем ремесло. Учитель сам режиссер своего урока. Методическая же подсказка, как суфлер в будке: для подстраховки. Но текст-то знать надо самому. Подчас методические разработки сужают и зашоривают учительское зрение. Учитель перестает хорошо различать свой конкретный класс, видеть его особенности и свои возможности. Он становится зависимым и несамостоятельным. Я понимаю, что методики разрабатываются не для копирования, а, что называется, задают вектор, обобщают опыт, предохраняют от ошибок, указывают сильные места и слабые позиции. И все же зачем учитель все это использует в своей работе, на уроке? Зачем все эти трюки, если он не определился с главным: чего хочет от учеников, а чего -- от себя? Зачем он входит в класс? Зачем преподает историю? Какие исповедует смыслы? Для этого он должен сам размышлять над сутью своей профессии. И никакие очередные методические «инвалидные костыли» не помогут -- сначала надо очень захотеть самостоятельно ходить. Представлять, будто учителям нужны скорее шпаргалки, чем расширение профессионального кругозора и совершенствование сознания, неуважительно по отношению к ним. Поэтому именно о смыслах в изучении и преподавании истории шла речь на одном из семинаров для учителей, в котором участвовал известный преподаватель Михаил Левит. Так как тема была обозначена «Антропологический характер истории», кое-кто из учителей подумал поначалу, что речь пойдет о реконструкции человеческого облика по черепам. А это был разговор о прошлом с человеческим лицом. Так вот, присутствовали на этом семинаре и двое совсем молодых учителей, что называется, только с университетской скамьи. В начале дискуссии один из них сказал приблизительно следующее: «Вы знаете, в наше нестабильное время, когда вокруг революции и терроризм, главный смысл преподавания истории в том, чтобы воспитывать в гражданах лояльность по отношению к государству». Никакие вопросы, последовавшие в их адрес -- не путают ли они граждан с подданными, понимают ли они под государством лишь современную власть и т.п., -- их совершенно не смутили. Их лозунг: надо сплачиваться, чтобы не развалить страну, а остальное -- «антропология». Когда короткий и горячий спор по поводу лояльности государству закончился, слово взяли более возрастные учителя, по традиции начавшие выступление с заявления о своем педагогическом стаже. Почему-то считается, что большой стаж равносилен опыту, а любой опыт -- знанию и мудрости. Ну да ладно. Они говорили больше, как всегда бывает в таких случаях, о наболевшем. Я далек от неуважения к насущным учительским проблемам. Просто на этот раз предмет разговора был иной: о смысле истории, о взгляде на прошлое, когда во главу угла ставится человек, его менталитет, время, в которое он жил; когда в первую очередь интересна человеческая личность и ее развитие. «Давайте воспарим над школьным бытом», -- призвал коллег Михаил Левит перед началом обсуждения. А в ответ: «Хорошо бы, конечно, воспарить, но ЕГЭ выхолащивает содержание образования, приходится примитивно натаскивать на тесты...» Но разве каждый учитель не хозяин на своем уроке? Что-то надо делать для ЕГЭ, а остальное время -- что считаете нужным. При чем тут ЕГЭ? Сначала надо разобраться со смыслами. Но в ответ снова и снова крик учительской души: «Все это хорошо. Но нам сегодня не до высоких материй. Когда же наконец нам дадут правильный учебник по истории? Когда же наконец будут платить нормальную зарплату?» Неужели кто-то всерьез думает, что когда учитель все это получит, он наконец все-таки воспарит?.. |
Новый учебный год в истории современной России может быть выделен как особенный. С политической точки зрения это год выборов. И битва за голоса уже идет. И не только за нынешний электорат, но и за будущий. Но во многом это борьба за наше прошлое... >>
Учителя по-прежнему предпочитают обсуждать насущные, а не концептуальные проблемы Меня всегда удивляло обилие методистов-предметников, их роль в жизни учителя, массовое увлечение педагогов методическими брошюрами, словно популярными детективами. Учителя порой зачитывают их до дыр, передают из рук в руки, хранят как раритет... >>
Кто-то сказал, что учителя истории правят миром. Конечно, это сильное преувеличение, как и в любом другом случае, когда находятся претенденты на подобную роль. Тем не менее доля истины в этом утверждении есть... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|