N°135 01 августа 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Кончилась хроника одной любви Умер Микеланджело Антониони
Не имея подтверждений того, что скончавшийся вечером 30 июля в Риме великий итальянский режиссер Микеланджело Антониони мог знать о смерти другого патриарха и титана кинематографа и театра -- Ингмара Бергмана (в то же утро на острове Форе в Швеции), все равно трудно отделаться от ощущения, что кончилась не только целая эпоха в кино. Как будто бы весь кинематограф, в гроб сойдя, ничто и никого уже не благословил.
Проще всего говорить, что оба были в весьма преклонном возрасте -- Антониони не дожил двух месяцев до своего 95-летия, а Бергман умер спустя полмесяца после того, как отметил 89-ю годовщину. Кто-то мрачно пошутил: отмучились. Кто-то более философски заметил: освободились. Но гораздо мучительнее ощущение сиротства, посетившее нас, обычных любителей кино, которые боготворили обоих кинематографических отцов-основателей -- за их долгую, искреннюю и бескомпромиссную любовь к девятой музе. Первая игровая лента Микеланджело Антониони, которой он дебютировал сравнительно поздно, в тридцативосьмилетнем возрасте, называлась «Хроника одной любви». Разумеется, речь шла не о кинематографе, а об иной страсти, в которой были тесно, мертвой хваткой увязаны любовь и смерть. Последней же игровой работой Антониони, вернувшегося благодаря своей более молодой жене Эрике в кино даже после перенесенного много лет назад инсульта, из-за чего режиссер потерял возможность говорить, стала новелла «Опасная связь вещей» (была снята еще в 2001 году и потом вошла в коллективный альманах «Эрос», выпущенный в 2004-м). Даже название смущало своей непонятностью и мнимостью. А финал оставлял в полном недоумении, все обрывая на полуслове-полувзгляде, когда на берегу моря встречаются две обнаженные женщины, и тень одной из них накладывается на тело другой. В этом была неизъяснимая поэзия, как и в образах далеко простирающегося пространства, что заставляло чуть ли не физически почувствовать тоску и неприкаянность человеческой души во все-таки равнодушном к ней мире природы. Вопреки широко распространенному мнению, что Антониони являлся «певцом некоммуникабельности» (в первую очередь -- в прославленной пенталогии «Крик»--«Приключение»--«Ночь»--«Затмение»--«Красная пустыня»), он почти всю жизнь снимал «хронику одной любви» в ее разных вариациях и проявлениях. Но подобно тому, как предпочитал использовать конструкцию «ложного детектива», доведя ее до изощренности и философского релятивизма в подлинном шедевре «Фотоувеличение», так и любовные истории приобретали подчас причудливую форму. И кроме сложного вопроса об «идентификации женщины», поиске идеальной натуры для любви, Антониони был одержим в кино стремлением ухватить и запечатлеть на экране куда более изменчивую и непостоянную природу. Он являлся истинным поэтом кинематографической реальности -- даже тогда, когда сомневался, что она действительно существует. С уходом Антониони, как и Бергмана, возникает чувство опустошенности и утраты своеобразного «кинорая», где свободно и с любовью к миру творили художественные боги. |
Умер Микеланджело Антониони Не имея подтверждений того, что скончавшийся вечером 30 июля в Риме великий итальянский режиссер Микеланджело Антониони мог знать о смерти другого патриарха и титана кинематографа и театра -- Ингмара Бергмана (в то же утро на острове Форе в Швеции), все равно трудно отделаться от ощущения, что кончилась не только целая эпоха в кино... >>
Закончился седьмой Чеховский театральный фестиваль Вот и закончился очередной Чеховский театральный фестиваль, впереди месяц отпусков и возвращение к нашим театральным баранам... >>
Кто собрал виноград на фестивале «Новая волна» в Юрмале Еще один фестиваль молодых эстрадных исполнителей на постсоветском пространстве -- «Новая волна», затопившая кусок побережья Балтики шесть лет назад, когда в Юрмале перестал существовать советский аналог «Сан-Ремо», -- закончился чувством полнейшего удовлетворения и награждением никому до сих пор не известных победителей вполне увесистыми слонами... >>
Смотрите со 2 августа на экранах Москвы «Зодиак» (США, 2007, Дэвид Финчер). Фильм важного режиссера Финчера («Семь», «Игра», «Бойцовский клуб»), посвященный истории одного из самых загадочных и так до сих пор не раскрытых преступлений в истории Америки: в конце 60-х годов там объявился серийный убийца, ставший известным как Зодиак, хладнокровно расправляющийся с уединившимися в автомобилях парочками... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|