N°122 13 июля 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Вдох-вход и выход-выдох Визуальная гимнастика на выставке в галерее «Проун»
Народное искусство слишком большой популярностью (простите за каламбур) не пользуется. Прялки-моталки, горшки и кочережки выставляют у нас в музеях так погано, что смотреть на это сил никаких нет. А причина в том, что буйную энергию этого искусства, его хтоническую первородную силу советское и постсоветское государство умудрилось убить идеологической смердятиной. Отделы с пыльными витринами, где томились (и томятся) образцы народных промыслов, в среднестатистическом советском музее служат прологом к какому-нибудь рассказу о беспросветной нужде и тяжкой доле. А о том, что искренний, неуемный в своей гениальной неправильности мир этого искусства вводил в транс авангардистов (начиная с Пикассо, мастеров «Бубнового валета» и Пиросмани), в «совке» и думать-то запрещалось. Даже после перестройки, когда тема влияния народного искусства на поэтику русского авангарда стала мейнстримом (не в последнюю очередь благодаря монографии «Бубновый валет» историка искусства Глеба Поспелова), в работе с коллекциями народного творчества традиционных музеев мало что изменилось. Сегодня две линии художественной жизни так и идут не пересекаясь: модный авангард с его бутафорским шлейфом криминальных и рыночных сенсаций и отдельными подлинно сенсационными находками и научными открытиями... и немодное народное искусство, которое жухнет в традиционных музеях и интересует немногих чокнутых фанатов-коллекционеров и научных сотрудников.
Приятно, что к этим чокнутым можно причислить милую Марину Лошак. Она давно уже увлечена благородной идеей доказать, что безымянные деревенские расписные свистульки, люльки, кроватки и лопатки, собственно говоря, и являлись преддверием авангарда как такового. Символично, что после выставок прялок и свистулек, раздобытых в ходе этнографических экспедиций во многие области России, главным героем новой выставки Марина выбрала именно дверь. В галерее «Проун» представлены двери, приобретенные у крестьян Вологодской губернии. Самая ранняя -- с кудрявым львенком -- датируется 1847 годом. Двери низенькие -- чтобы войти, нужно согнуться. На севере тепло берегут. Расписывалась та сторона, что обращена была к улице. Потому на простых дощатых оборотах каждой двери сотрудники галереи мелом написали слово «Выход». В связи с концептуальными программами новейшего искусства надпись принимается очень современно. Главное же впечатление таково: на выставке удачно артикулирована способность традиционного искусства стимулировать проектное мышление всего европейского модернизма. Выполнять функцию своеобразной гимнастики для глаз. Картиночки восхищают бесшабашной свободой пластического языка и одновременно следованием жесткому иконографическому канону. Ведь сюжеты росписей хранились в памяти разных поколений и передавались как завещание. Очень часто изображали львов. Объяснение тому простое: дверь расписывалась снаружи, и лев служил оберегом, охранной силой (вспомним скульптурные фрагменты фасадов храмов Владимира и Суздаля, где похожие кудрявые львята вплетались своими хвостами во фризы порталов или аркатурно-колончатых поясов; надпись «Осторожно, злая собака!» -- атавизм той же средневековой культуры). Любо-дорого смотреть на натюрморты -- вариации лубочных вывесок с самоварчиками, птичками, штофчиками и селедочкой, которыми так пленялись русские сезаннисты-бубнововалетовцы первых десятилетий прошлого века. А нарисованные на дверях в разные периоды (вплоть до 1941 года) портреты бравых солдат с закрученными усами свидетельствовали о том, что дверь разделяла два вековечных и, увы, чаще одновременных понятия русской истории -- «войну и мир».
Спектакль Тадаси Судзуки на Чеховском фестивале Своего «Диониса» Судзуки привозил в Россию уже не раз, эту его версию еврипидовских «Вакханок» видели и в Москве, и в Петербурге. Но на нынешний Чеховский фестиваль японский театральный гуру представил давний спектакль в новом обрамлении -- перед «Дионисом» зрителям предлагают целый концерт буддийской ритуальной музыки... >>
Визуальная гимнастика на выставке в галерее «Проун» Народное искусство слишком большой популярностью (простите за каламбур) не пользуется. Прялки-моталки, горшки и кочережки выставляют у нас в музеях так погано, что смотреть на это сил никаких нет... >>
Оргпроблемы конкурса П.И. Чайковского ставят под угрозу его будущее Проведением Тринадцатого конкурса имени Чайковского музыкальная общественность осталась скорее недовольна, и в прессе было высказано немало серьезных замечаний по ходу его проведения... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|