N°87
23 мая 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.05.2006
Александр Миридонов
Второе место четвертой власти
По уровню доверия населения СМИ в России уступают только президенту

версия для печати
Высокий уровень доверия средствам массовой информации в современной России во многом определяет ее политическую жизнь. Позиция СМИ влияет на настроения и мнения граждан не в меньшей мере, чем сама окружающая их реальность. СМИ во многом заменяют или подменяют собой другие институты гражданского общества -- политические партии, профсоюзы, объединения по интересам. Электронные СМИ обеспечивают реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию.

Как показывают исследования ВЦИОМ, проведенные в 2005--2006 годах, россияне, достаточно критически относящиеся к большинству институтов власти и общества, в качестве главных своих авторитетов называют президента России и средства массовой информации (СМИ). Если рейтинг одобрения деятельности Владимира Путина в последний год держится в пределах 72--77%, причем последние месяцы ближе к верхней планке этого «коридора», то СМИ -- в целом как институт общества -- стабильно занимают второе место, одобрение их деятельности колеблется в еще более устойчивых пределах 53--55%.

Далее идут главы субъектов федерации с совокупным рейтингом 42--52%, местные власти (36--42%), правительство (32--34%), обе палаты Федерального Собрания (в среднем чуть более 20%). Гораздо ниже уровень доверия политическим партиям (17--19%) и профсоюзам (12--14%). В отличие от партий и профсоюзов именно СМИ, в первую очередь электронные, стали важнейшим механизмом, объединяющем общество, и приводным ремнем, связывающим общество и власть. Правда, скорее эта связь носит односторонний характер.

Обращает на себя внимание тот факт, что уровень доверия СМИ теснейшим образом коррелирует с поддержкой Владимира Путина и связываемого с его именем политического режима в целом. Так, среди тех, кто одобряет деятельность президента, уровень доверия к СМИ составляет 61,8%, а среди противников Путина -- только 28,4%. Среди электоратов ведущих политических партий самый высокий уровень доверия к СМИ среди сторонников «Единой России» -- 62,4%. Молодые и материально обеспеченные граждане доверяют СМИ значительно больше, чем пожилые и бедные.

Главный потребитель СМИ -- это новый средний класс, поддерживающий нынешнюю власть, состоящий из людей, приспособившихся к современным экономическим и социальным реалиям. Этот средний класс ориентирован скорее на позитивную, оптимистическую информацию, на развлекательные передачи, чем на серьезную аналитику, скорее на современную массовую культуру, чем традиционную и элитарную. Нынешние СМИ полностью соответствуют данному запросу.

Сегодня потребители СМИ -- это более чем на 75% телевизионная аудитория, и прежде всего зрители его основных каналов, "Первого" и "России". Доля радио в информации, поступающей к большей части граждан, составляет около 15%, и лишь около 10% остается на остальные виды СМИ -- газеты, журналы, книги, Интернет. Чем же привлекают электронные СМИ сегодняшних россиян?

Современное телевидение -- это практически единственная реальная сеть, способная объединить российских граждан, удаленных друг от друга территориально, принадлежащих к разным социальным «полюсам», живущих разными экономическими и социальными укладами и измерениями. Если в 90-е годы прошлого века различия в информационной политике каналов создавали вокруг них как бы «политические клубы» или «протопартии», то сегодня подобных различий не найти. Одни и те же информационные «блюда», изготовленные по сходным информационным технологиям, потребляют все слои общества. Телевидение, как и другие СМИ, во многом заменяет традиционные ниши политических партий, так как большей части граждан нет никакого дела до партийных кухонь, числа выданных партбилетов и проведенных партмероприятий. Массовая поддержка и массовые настроения определяются позицией электронных СМИ. Именно это обстоятельство оказалось адекватно понято нынешними властями, которые, осуществляя контроль над ведущими СМИ, в значительной степени контролируют и общественные настроения.

Итак, что же первично? Поддержка россиянами существующей власти связана не столько с позитивной оценкой ее реальных дел, сколько с ее имиджем, создаваемым электронными СМИ? Или, напротив, одобрение деятельности нынешних СМИ является составной частью общего улучшения социально-экономической ситуации в стране? Здесь сложно найти первопричину. Важно, что ценностной и культурной унификации большей части общества вполне соответствуют ценностно и культурно унифицированные СМИ.

Основа этой унификации -- с одной стороны, такие политические ценности, как стабильность, патриотизм, доверие власти, которые объединяют около двух третей россиян. А с другой стороны, массовая развлекательная культура, которая притягательна для тех же двух третей россиян, независимо от их социального положения и достатка. Именно поэтому электронные СМИ обеспечивают гораздо в большей степени, чем другие институты общества, реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию.

Всероссийские опросы ВЦИОМ проводились 2005--2006 годах. Опрашивались 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%
Леонтий БЫЗОВ, начальник аналитического отдела ВЦИОМ, -- для "Времени новостей"


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  23.05.2006
ПАСЕ сосчитала выгоду России от членства в ВТО
Правительство предполагает принять ряд новых мер для притока в Россию иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата. Причем не только сугубо экономического характера, но и в сфере регулирующих функций государства... >>
  • //  23.05.2006
Александр Миридонов
По уровню доверия населения СМИ в России уступают только президенту
Высокий уровень доверия средствам массовой информации в современной России во многом определяет ее политическую жизнь. Позиция СМИ влияет на настроения и мнения граждан не в меньшей мере, чем сама окружающая их реальность... >>
  • //  23.05.2006
AP
Правительство переписало закон о малом бизнесе
В среду правительство заслушает доклад Министерства экономического развития и торговли о мерах по поддержке малого бизнеса. Одной из главных мер стала разработка новой редакции закона о малом и среднем предпринимательстве... >>
  • //  23.05.2006
Не успело правительство объявить войну "черному рейдерству", как всевозможные органы уже принялись выполнять приказы Белого дома... >>
  • //  23.05.2006
На аэрокосмических салонах, выставках вооружений и военной техники на виду прежде всего, безусловно, производители специфической продукции и торговцы ею. Однако, как и во многих глобальных процессах, их индикаторами чаще являются представители обеспечивающих служб, стоящих вроде бы в стороне от основного «потока»... >>
//  читайте тему:  Освоение космоса
  • //  23.05.2006
Сергей Миронов пожаловался региональным властям на федеральные
Дорожный фонд должен быть возрожден, а мэров крупных городов надо назначать. С такими инициативами выступил в Екатеринбурге спикер Совета Федерации Сергей Миронов, тем самым быстро нашедший путь к сердцам губернаторов... >>
  • //  23.05.2006
В результате внутреннего конфликта "Единая Россия" может потерять пост мэра города-героя
Политический скандал в Волгограде, связанный с исключением из партии «Единая Россия» мэра города-героя Евгения Ищенко, похоже, зашел в тупик... >>
  • //  23.05.2006
Вице-премьер Александр Жуков прогнозирует, что инфляция по итогам года не превысит 9%, а экономический рост в ближайшие три года составит 6%. Он заявил также, что объем стабилизационного фонда до конца года вырастет почти до 2 трлн руб... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика