|
|
N°87, 23 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Второе место четвертой власти
По уровню доверия населения СМИ в России уступают только президенту
Высокий уровень доверия средствам массовой информации в современной России во многом определяет ее политическую жизнь. Позиция СМИ влияет на настроения и мнения граждан не в меньшей мере, чем сама окружающая их реальность. СМИ во многом заменяют или подменяют собой другие институты гражданского общества -- политические партии, профсоюзы, объединения по интересам. Электронные СМИ обеспечивают реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию.
Как показывают исследования ВЦИОМ, проведенные в 2005--2006 годах, россияне, достаточно критически относящиеся к большинству институтов власти и общества, в качестве главных своих авторитетов называют президента России и средства массовой информации (СМИ). Если рейтинг одобрения деятельности Владимира Путина в последний год держится в пределах 72--77%, причем последние месяцы ближе к верхней планке этого «коридора», то СМИ -- в целом как институт общества -- стабильно занимают второе место, одобрение их деятельности колеблется в еще более устойчивых пределах 53--55%.
Далее идут главы субъектов федерации с совокупным рейтингом 42--52%, местные власти (36--42%), правительство (32--34%), обе палаты Федерального Собрания (в среднем чуть более 20%). Гораздо ниже уровень доверия политическим партиям (17--19%) и профсоюзам (12--14%). В отличие от партий и профсоюзов именно СМИ, в первую очередь электронные, стали важнейшим механизмом, объединяющем общество, и приводным ремнем, связывающим общество и власть. Правда, скорее эта связь носит односторонний характер.
Обращает на себя внимание тот факт, что уровень доверия СМИ теснейшим образом коррелирует с поддержкой Владимира Путина и связываемого с его именем политического режима в целом. Так, среди тех, кто одобряет деятельность президента, уровень доверия к СМИ составляет 61,8%, а среди противников Путина -- только 28,4%. Среди электоратов ведущих политических партий самый высокий уровень доверия к СМИ среди сторонников «Единой России» -- 62,4%. Молодые и материально обеспеченные граждане доверяют СМИ значительно больше, чем пожилые и бедные.
Главный потребитель СМИ -- это новый средний класс, поддерживающий нынешнюю власть, состоящий из людей, приспособившихся к современным экономическим и социальным реалиям. Этот средний класс ориентирован скорее на позитивную, оптимистическую информацию, на развлекательные передачи, чем на серьезную аналитику, скорее на современную массовую культуру, чем традиционную и элитарную. Нынешние СМИ полностью соответствуют данному запросу.
Сегодня потребители СМИ -- это более чем на 75% телевизионная аудитория, и прежде всего зрители его основных каналов, "Первого" и "России". Доля радио в информации, поступающей к большей части граждан, составляет около 15%, и лишь около 10% остается на остальные виды СМИ -- газеты, журналы, книги, Интернет. Чем же привлекают электронные СМИ сегодняшних россиян?
Современное телевидение -- это практически единственная реальная сеть, способная объединить российских граждан, удаленных друг от друга территориально, принадлежащих к разным социальным «полюсам», живущих разными экономическими и социальными укладами и измерениями. Если в 90-е годы прошлого века различия в информационной политике каналов создавали вокруг них как бы «политические клубы» или «протопартии», то сегодня подобных различий не найти. Одни и те же информационные «блюда», изготовленные по сходным информационным технологиям, потребляют все слои общества. Телевидение, как и другие СМИ, во многом заменяет традиционные ниши политических партий, так как большей части граждан нет никакого дела до партийных кухонь, числа выданных партбилетов и проведенных партмероприятий. Массовая поддержка и массовые настроения определяются позицией электронных СМИ. Именно это обстоятельство оказалось адекватно понято нынешними властями, которые, осуществляя контроль над ведущими СМИ, в значительной степени контролируют и общественные настроения.
Итак, что же первично? Поддержка россиянами существующей власти связана не столько с позитивной оценкой ее реальных дел, сколько с ее имиджем, создаваемым электронными СМИ? Или, напротив, одобрение деятельности нынешних СМИ является составной частью общего улучшения социально-экономической ситуации в стране? Здесь сложно найти первопричину. Важно, что ценностной и культурной унификации большей части общества вполне соответствуют ценностно и культурно унифицированные СМИ.
Основа этой унификации -- с одной стороны, такие политические ценности, как стабильность, патриотизм, доверие власти, которые объединяют около двух третей россиян. А с другой стороны, массовая развлекательная культура, которая притягательна для тех же двух третей россиян, независимо от их социального положения и достатка. Именно поэтому электронные СМИ обеспечивают гораздо в большей степени, чем другие институты общества, реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию.
Всероссийские опросы ВЦИОМ проводились 2005--2006 годах. Опрашивались 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%
Леонтий БЫЗОВ, начальник аналитического отдела ВЦИОМ, -- для "Времени новостей"