N°77 04 мая 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Без срока давности В Центре Мейерхольда показали спектакль «Чернобыльская молитва»
Со дня чернобыльской аварии прошло двадцать лет -- четвертый блок АЭС взорвался в ночь на 26 апреля. Годовщину этого события, что все никак не может стать историей, потому что получившие тогда дозу радиоактивного облучения люди продолжают болеть и умирать и потому что и сейчас на зараженной местности продолжают жить люди (а период полураспада одного из изотопов плутония -- 24 тыс. лет), режиссер Йоэл Лехтонен решил отметить спектаклем-проектом «Чернобыльская молитва». Он взял одноименную документальную книгу Светланы Алексиевич (ее новая авторская редакция с добавлением фрагментов, ранее исключенных из текста по цензурным соображениям, недавно вышла в издательстве «Время») и аккуратно выбрал из нее несколько монологов.
Песочница, детские качели и большой экран в углу -- вот все оформление спектакля. Когда зрители входят в зал, в фонограмме льются бодрые песенки восьмидесятых, жизнерадостная советская эстрада. На экране начинается демонстрация -- все как положено: улыбающиеся лица, лозунги, добродушная толпа (двадцать лет назад первомайских шествий не отменили ни в Киеве, ни в Минске -- населению ровно ничего не сказали, хотя дозиметры сообщали, что выходить на улицу можно только в защитных костюмах). Такой же бодрый, будто сошедший с экрана хор появляется и на сцене. Но сквозь кадры шествия прорезается, проплавляется зарево над АЭС -- и из темной стены в лучи света начинают выходить по одному герои спектакля. «Рамкой» для всех монологов Лехтонен сделал один рассказ -- рассказ Людмилы Игнатенко, жены одного из пожарных, брошенных на аварийный блок в первые часы после катастрофы. (Ее потрясающе точно играет Анна Галинова: ее героиня, по-деревенски закутанная в какие-то холщовые тряпки, разговаривающая именно так, как говорят простые женщины из совсем уж тьмутаракани, трогательная до слез в своей запредельной любви к мужу, безграмотная до ужаса -- для того, чтобы находиться рядом с умирающим, скрыла от врачей, что беременна, и получила немалую дозу радиации -- ребенок умер вскоре после рождения, -- при вполне конкретных житейских подробностях это, безусловно, образ, зеркало всей страны.) Ее повествование о двух неделях, в течение которых умирал ее муж, прерывается монологами: егеря, посланного в зону заражения отстреливать домашних животных (брать их с собой при эвакуации запрещалось -- в шерсти слишком много радиоактивной грязи); телеоператора, снимавшего хронику событий; ликвидатора, ставшего импотентом и рассказывающего «атомные» анекдоты; бывшего первого секретаря райкома КПСС; женщины, у которой родилась девочка с чудовищными врожденными травмами. Это хорошо сделанные рассказы -- то есть сыгранные точно, психологически достоверно, тщательно -- что мать (Алла Каравацкая), с привычной точностью воспроизводящая сложные медицинские термины: видно, что она это делала тысячи раз; что партиец (Александр Андриенко), со всей этой риторикой, что раньше был порядок, люди верили и т.п., и под конец на выдохе сообщающий, что у внучки лейкемия (а он запретил дочери уехать из города -- что же подумают люди, которых он посылает на ликвидаторские работы? Но вот что важно: для подобных историй у театра все равно пока что нет своей интонации. Один из героев спектакля, телеоператор, вспоминая об эвакуации, говорит, что ему казалось, что люди примеривали себя к классическим военным кадрам, пленкам Великой Отечественной. Прощаясь, так махали руками, как на тех пленках. Так вот: на спектакле Лехтонена -- умном, внятном и ничуть не пошлом (а взяться за такую тему, тем более «по поводу годовщины» -- значит пройти по бритвенному краю пошлости) -- отсвет старинных советских спектаклей о войне. Хороших спектаклей -- не с бесчеловечным геройством, но с вот этими ужасом и тоской, все равно выруливающими на интонацию преодоления. «Я хотела рассказать вам про любовь» -- лейтмотив монолога Людмилы Игнатенко. Про любовь. То есть вот он, полный кошмар: «атомные» демонстрации, преступное вранье властей (в книге об этом гораздо подробнее, режиссера интересовали более личные истории), беженцы из республик бывшего СССР, заселяющие отравленные земли, потому что только оттуда их никто не гонит. И интонация эта -- «про любовь». Предания о вечной любви, Великая Отечественная и матерные частушки. Подзаголовок книги и спектакля -- «Хроника будущего».
В Русском музее открылась выставка «Время перемен. Советское искусство 1960--1985» Открывшаяся при поддержке фонда культуры «Екатерина» масштабная экспозиция «Время перемен» претендует на статус новой идеологической программы постоянной экспозиции советского искусства главных российских музеев... >>
В Центре Мейерхольда показали спектакль «Чернобыльская молитва» Со дня чернобыльской аварии прошло двадцать лет -- четвертый блок АЭС взорвался в ночь на 26 апреля. Годовщину этого события, что все никак не может стать историей, режиссер Йоэл Лехтонен решил отметить спектаклем-проектом «Чернобыльская молитва»... >>
На экранах Москвы -- фильм Ивана Дыховичного «Вдох-выдох» Автомобиль летит и падает, поднимая брызги, в середину грязного пруда. Из воды выныривает мужчина и скрывается в лесу. Через некоторое время на поверхности появляется женщина... >>
Переиздание книги «Другое искусство» увидело свет Словосочетание «Другое искусство» уже давно стало не просто названием, а термином. В 1990--1991 годах так была названа выставка московского неофициального искусства 1956--1976 годов, прошедшая сначала в Третьяковской галерее на Крымском валу, а затем в Русском музее... >>
Актерам ташкентского театра "Ильхом", пострадавшим при пожаре, требуются деньги на лечение... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|