N°74
27 апреля 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.04.2006
Мы неотвратимо движемся назад
версия для печати
Цель настоящего письма -- предать гласности некоторые факты, демонстрирующие неблагополучную, я бы сказал, угрожающую ситуацию в нашем художественном образовании. Речь идет об увольнении из Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова известного живописца Павла Федоровича Никонова, исполнявшего обязанности профессора. Никонов не прошел по конкурсу на ученом совете института: 16 членов совета проголосовали против него, 14 -- за. Ректор института А.А. Бичуков поспешил издать приказ об увольнении, не дожидаясь защиты дипломных работ, выполненных в этом учебном году под руководством уволенного руководителя мастерской. Павел Федорович и прежде плохо проходил конкурс ученого совета. Видимо, многие его коллеги по институту были недовольны его творческими принципами и живописным стилем. Но последнее решение совета было вызвано дополнительными причинами: Никонов на одном из заседаний «круглого стола» в Институте истории искусств Академии художеств позволил себе заметить, что в Суриковском институте не все благополучно. Видимо, у институтского начальства позиция определенная: «Не нравится -- уходи». А было бы вернее серьезно и принципиально обсудить сложные проблемы сегодняшнего художественного образования.

Все досужие домыслы о том, что Никонов плохой художник и негодный педагог, не выдерживают критики. За восемь лет преподавания под его руководством закончили институт десятки живописцев. Из них 29 были приняты в Московский союз художников, пятеро получили премии Московского союза, есть лауреаты премий «ТЭФИ», выставок «Москва--Лондон», «Москва глазами молодых». В этом году пятеро студентов пожелали работать под его руководством над дипломами. Пятеро из двадцати с небольшим студентов, подлежащих распределению по семи мастерским. У Никонова занимаются четыре аспиранта -- больше, чем у кого-либо из его коллег. Разве можно пренебречь этим мнением самих учащихся? Разве можно пренебречь и тем признанием, которое имеет Никонов в нашем обществе в нашей стране? В 2002 году он был удостоен Государственной премии. В 2005-м с большим успехом прошла его персональная выставка в Третьяковской галерее.

Президиум Государственной академии художеств, в чьем ведении находится Суриковский институт, пока никак не прореагировал на это неожиданное происшествие, хотя, насколько мне известно, многие члены президиума восприняли его с недоумением.

С грустью вспоминаются самые тяжелые советские времена. Тогда, в конце 40-х, из того же института были уволены Сергей Герасимов, Александр Матвеев, Александр Осмеркин -- лучшие мастера того времени и многие другие профессора и преподаватели. Их обвиняли в формализме и других смертных грехах. Приходит грустная мысль о том, что мы неотвратимо движемся назад.
Дмитрий Сарабьянов, действительный член Российской академии наук


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.04.2006
ИНТЕРПРЕСС
Мариинский театр показал первую оперу Шостаковича «Нос»
Этот проект задумывался как полноценный московский показ спектакля, премьера которого прошла в апреле 2004 года в Мариинском театре... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  27.04.2006
Братья Пресняковы, Олег и Владимир, филологи из Екатеринбурга, пишут пьесы, которые ставят по всему миру. Возможно, на сегодняшний день они самые модные отечественные драматурги. Одна из их пьес, «Изображая жертву», в постановке не менее модного режиссера Кирилла Серебренникова, уже более года идет на Малой сцене МХТ имени Чехова... >>
  • //  27.04.2006
Цель настоящего письма -- предать гласности некоторые факты, демонстрирующие неблагополучную, я бы сказал, угрожающую ситуацию в нашем художественном образовании... >>
  • //  27.04.2006
Вручены награды «Бенуа де ла данс» за 2005 год
Две фигурки отшатнулись друг от друга и одновременно раскрыли руки для объятия -- эту скульптурную композицию, придуманную Игорем Устиновым, вручают накануне Дня танца уже в четырнадцатый раз... >>
//  читайте тему:  Танец
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика