N°74 27 апреля 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
На редкость здоровая носоглотка Мариинский театр показал первую оперу Шостаковича «Нос»
Этот проект задумывался как полноценный московский показ спектакля, премьера которого прошла в апреле 2004 года в Мариинском театре. Полгода назад состоялись парижские гастроли мариинского «Носа» на сцене Opera Bastille -- судя по отзывам французской прессы, бурлескные мизансцены режиссера Юрия Александрова, фантасмагорическая сценография Зиновия Марголина (в ней прочитали и шагаловские, и иконописные, и футуристические аллюзии) и работа вокалистов, и звучание оркестра парижанами были приняты на ура.
В программе Пасхального фестиваля, которая верстается отнюдь не в последний момент, спектакль давно уже значился как представление в костюмах и декорациях на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Но театр так до сих пор и не открылся после реконструкции. Концепция была изменена по ходу дела, и публику пригласили в Большой зал Консерватории на концертную версию, каковая поразила воображение не только достоинствами музыкальными, но и актерской стороной дела. Огромный состав солистов, витиеватый состав оркестра с раздутой долей ударных и введенными в симфонические рамки домрами плюс хор, повинуясь гергиевскому жесту и собственной памяти, в которой партитура уже, кажется, отпечаталась навсегда, с уверенным блеском продемонстрировали абсурдистскую стать оперы. Она была написана в 1928 году, в подкорке у нее как минимум театр Мейерхольда (Шостакович только что написал музыку к спектаклю «Клоп» по Маяковскому, тогда же Мейерхольд поставил легендарного «Ревизора»), а как максимум -- целый корпус оперной литературы от Мусоргского и Даргомыжского до экспрессионистских опытов нововенских коллег (в первую очередь «Воццека» Берга). В духе времени компактная, опера населена громогласными и тихими чудовищами в гротескных масках маленьких, сереньких человечков -- цирюльников, статских советников, майоров, старых барынь, квартальных, дворников, газетчиков и прочих жалких, пошловатых и несчастных созданий, подозрительно похожих ко всему прочему еще и на зощенковских, а не только на гоголевских героев. Партитура живописует их приключения и страдания с изобретательностью и страстью, кроме прочего рисуя не просто, например, гротескную сцену поимки Носа во всеобщем сумбуре, но одновременно и довольно жуткую массовую сцену из репертуара уличных разборок, ходынок, революций и погромов начала ХХ века. Либретто по повести Гоголя было написано Замятиным, Иониным, Прайсом и Шостаковичем -- в ортодоксальный текст команда либреттистов включила еще отрывки из «Мертвых душ», «Женитьбы», «Записок сумасшедшего», «Ночи перед Рождеством», ну и в довершение ко всему -- из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Вся эта сатирическая чертовщина с достоевщиной и спета труппой Мариинки с такой завидной дикцией, что внятно было почти каждое слово сочного, вычурного, умопомрачительного текста, аранжированного молодым композитором с редким энтузиазмом. С не меньшим энтузиазмом отвечал на вызовы партитуры оркестр -- почти не запинаясь и не спотыкаясь, он тарабанил огромные сольные эпизоды ударных (что твои минималисты), тешил домрами и балалайками (картинная песня лакея Ивана «С неистребимой силой привержен я к милой!»), производил на свет почти что айвзовские, едва ли не коллажные сцены и позволял угадывать в их внутренностях то вульгарный джаз-оркестр, то не менее разухабистую кадриль. А то еще чуть смущенные фрагменты будущей шостаковичевской мрачной философии. Многие из солистов были по-настоящему хороши -- главным образом Владислав Сулимский в партии майора Ковалева, попавшего в суровую жизненную ситуацию. Несмотря на то что в концертной разверстке, прямо на переднем плане перед пышным оркестром, не спрятанным в яму, его не всегда было ясно слышно (впрочем, погребенность несчастного майора под грудами звука имела и свой драматургический смысл, хотя и не всегда стопроцентно убедительный), Сулимский явно спел в этой опере одну из самых своих блестящих ролей. И не только спел, но даже сыграл замечательно, хотя в его распоряжении был только стул и пятачок сцены перед ним, где встать. Ну разве еще стройная шеренга партнеров, тоже получающих редкое удовольствие от собственного участия. Для раритетного представления вполне себе ударной в репертуарном смысле оперы в Москве (в 1974 году «Нос» ставился в театре Бориса Покровского, и только) событие оказалось очень эффектным. И вряд ли кто может изобразить это сочинение более эффектно, чем Гергиев. Впрочем, этот очевидный факт никак не отменяет того, что у будущих исполнителей есть еще поле непаханое разнообразных задач -- может кому-нибудь даже удастся обнаружить в тексте не только молодецки гротескную традицию, но, возможно, и конструктивистскую упругость, и тонкость, и вдруг даже сиротливость с поэтичностью. |
Мариинский театр показал первую оперу Шостаковича «Нос» Этот проект задумывался как полноценный московский показ спектакля, премьера которого прошла в апреле 2004 года в Мариинском театре... >>
Братья Пресняковы, Олег и Владимир, филологи из Екатеринбурга, пишут пьесы, которые ставят по всему миру. Возможно, на сегодняшний день они самые модные отечественные драматурги. Одна из их пьес, «Изображая жертву», в постановке не менее модного режиссера Кирилла Серебренникова, уже более года идет на Малой сцене МХТ имени Чехова... >>
Цель настоящего письма -- предать гласности некоторые факты, демонстрирующие неблагополучную, я бы сказал, угрожающую ситуацию в нашем художественном образовании... >>
Вручены награды «Бенуа де ла данс» за 2005 год Две фигурки отшатнулись друг от друга и одновременно раскрыли руки для объятия -- эту скульптурную композицию, придуманную Игорем Устиновым, вручают накануне Дня танца уже в четырнадцатый раз... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|