N°73 26 апреля 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Брайан Ирвайн: Все, что угодно, только не кельтский фольклор
Сегодня вечером в Доме музыки выступит ансамбль Брайана ИРВАЙНА -- если не самого известного, то уж точно самого эксцентричного ирландского композитора современности. Его произведения -- одновременно умная и хулиганская мешанина из классических струнных, рэпа, рок-н-ролльной бас-гитары и всего остального, что только под руку попадется. На сцене он сам и его музыканты ведут себя так, что если бы так вели себя зрители, их бы точно удалила охрана. В России Ирвайн -- наследник Джона Зорна и Сергея Курехина -- уже немного известен. В прошлом году он написал пьесу специально для фестиваля «Возвращение», которая пользовалась большим успехом, в этом -- уже совершил небольшое турне по России с концертами и мастер-классами.
«Мой ансамбль -- это моя игрушка», -- говорит он. Ставить публику в тупик и раздражать пуристов -- не самоцель. В чем композитор признался Александру БЕЛЯЕВУ. -- Можно сразу напрямик: вы все-таки хотите шокировать слушателей? -- Нет. Я создаю то, что сам бы хотел слушать. Может быть, это эгоистично, но так оно и есть. К тому же такие вещи весело играть. Веселье вообще важная часть музыки. Для меня понятие жанра довольно условно, потому что самое интересное -- то, что происходит между сыгранными нотами и звуками, а не то, какие именно ноты и звуки извлекаются. Мне не очень нравится, что наша музыка должна существовать в записи. В записях наш ансамбль что-то теряет. Я понимаю, что надо выпускать пластинки, чтобы тебя услышало как можно больше народу, но, честно говоря, мы бы лучше дали лишних сто концертов, чем сделали запись. -- Как сложился именно такой состав ансамбля? -- У всех музыкантов в группе совершенно разный бэкграунд: один играл рок, другой -- джаз, третий вообще классическую музыку, как наш русский участник Роман Минц. И это для меня естественно, потому что еще когда я был подростком, то тоже соединял людей в группы. Я сам играл в панк-группе, при этом обучался классическому фортепиано. Оно мне в конце концов надоело, и я занялся сочинением и дирижированием. Писал для кино, в частности, я всегда любил разные жанры... Мне было нужно что угодно, только не этот кельтский фольклор. Я же из Белфаста -- меня там это все с детства достало... А состав, который вы услышите, сложился семь лет назад. Мы все знали друг друга много лет, решили сотворить что-нибудь вместе. Это была, в общем, такая игра. Но оказалось, что состав жизнеспособный: нас стали приглашать. Мы не очень много зарабатываем, но возможность ездить по разным странам для нас самое важное и приятное в этом деле. -- Чему вы учите студентов на мастер-классах? -- Как играть в ансамбле, импровизировать... Сыграем что-то, покажем, как мы взаимодействуем на сцене. Мы общаемся странным образом. Чувствуем друг друга, подкидываем все время разные идеи. Не вполне обычный способ совместного музицирования. К тому же у меня своя система дирижирования, которая совсем не похожа на классическую. -- Для неподготовленного слушателя ваши сочинения -- полнейший хаос, но подача, звукоизвлечение с головой выдают профессионалов... -- Ну да. И вообще в записанном виде мои сочинения довольно, я бы сказал, «прочная» музыка. Там все нотами записано, все нюансы, ничего лишнего или случайного. Но мы пытаемся сыграть какое-то безумие поверх всего этого. Всякие неожиданные паузы, и всякое такое, чтобы каждый раз произведение звучало по-новому. Кажется, идея работает. -- Вас сравнивают с Сергеем Курехиным... -- Это приятно, поскольку главные музыканты, оказавшие на меня мощнейшее влияние, это Джон Зорн, Сесил Тейлор и Курехин. Я помню, как у нас еще в середине 80-х показывали по телевидению концерт Сергея Курехина. Там были какие-то животные на сцене, оркестры, сам он черт те как себя вел... Мне это сразу жутко понравилось. Для середины 80-х Курехин был просто шокирующим персонажем. Он великий человек, но самое, пожалуй, главное, что меня в нем вдохновляло, -- его способность быть в музыке таким, как в жизни, и в жизни таким, как в музыке. Ничего не разделять и ко всему относиться иронично. Музыка -- часть жизни. Часть моей жизни, во всяком случае. Я не представляю, как музыкант может выходить на сцену, играть, потом приехать домой и все это выкинуть из головы. Две отдельные жизни -- на сцене и дома? Нет, я мечтал, чтобы у меня творчество было связано с повседневностью, и наоборот. |
Сегодня вечером в Доме музыки выступит ансамбль Брайана ИРВАЙНА -- если не самого известного, то уж точно самого эксцентричного ирландского композитора современности. Его произведения -- одновременно умная и хулиганская мешанина из классических струнных, рэпа, рок-н-ролльной бас-гитары... >>
Международный квартет Pago Libre завершил гастроли по России Все российские выступления квартета Pago Libre -- и в Петербурге (один -- в рамках вполне академического фестиваля «Крещендо»), и на джазовых «Апрельских тезисах» в Архангельске, и в Московском Доме музыки прошли с огромным успехом и настоящими аншлагами... >>
В Москве впервые пройдет международный смотр Аrt depot 25 мая 2006 года в Центральном Доме художника впервые будет представлена программа европейского фестиваля «Арт депо», который уже несколько лет проходит в Гданьске. Туда съезжаются самые смелые и экстравагантные музыканты со всего мира... >>
Смотрите с 27 апреля на экранах Москвы «Мое сердце биться перестало» (Франция, 2005, Жан Одийар). Отличный фильм отличного французского режиссера Одийара («Смотри, как падают люди», «Самозваный герой», «Читай по губам»), ремейк классического фильма Джеймса Тобака «Пальцы» с Харви Кайтелем... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|