N°70 21 апреля 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
«Исчезновение» ради возвращения Новый проект Сергея Шаблавина в галерее "Файн Арт"
Теперь кажется странным, что в 1990 году работы Сергея Шаблавина не попали на выставку «Другое искусство» в Третьяковской галерее. Шаблавин один из «тихих классиков» андерграунда, которые редко, но очень красиво проявляются на поверхности художественного моря. Большая статья, посвященная его творчеству, была опубликована еще в первом номере знаменитого журнала «А-Я» (1979). Что в те времена было важнее выставок. Выходивший за границей журнал открыл новый этап в истории московского подпольного искусства, сознательно сосредоточившись на молодых (тогда) семидесятниках. Сергей Шаблавин пришел в искусство из науки: окончив факультет кибернетики МИФИ, он сблизился с художниками, которых позднее назвали концептуалистами.
Еще в середине 1970-х Шаблавин поставил перед собой трудную задачу -- вместить невместимое. Он рисовал гиперреалистические пейзажи, часто заключая их в круг, закрепив за собой этот странный, но очень эффектный формат. Весьма впечатляет одна из его давних композиций, где почти метрового диаметра круг являет собой глаз, в хрусталике которого отражаются лес, вода, небо, луна. Дебютировал Шаблавин на легендарной выставке в мастерской Леонида Сокова (1976), той самой, где и сформировался круг художников «А-Я». Его последняя персональная выставка в Москве была одиннадцать лет назад в галерее «Файн Арт». Дабы не пропасть вовсе с российского горизонта, Шаблавин в той же галерее представил сегодня новый проект. Забавно, что называется он «Исчезновение». «Исчезновение» -- серия из десятка работ, навеянных прежними опытами художника. В середине 80-х Шаблавин нарисовал свою жену, удаляющуюся по пляжу в сторону моря. «Оля» совершено идиллическая картина: с полотна как будто идет теплый воздух, лазурно-голубое небо с редкими белыми облачками, спокойное море, яркое солнце и обнаженная женская фигура со спины. В серии «Вхождение в картину» разрабатывается похожий сюжет, но мир стал фантомом. Например, в картине «Свежий ветер» (2004) тот же пейзаж, та же женщина на том же месте. Только пейзаж с морем удалился, превратившись в репродукцию, словно наклеенную на стену, а поверх изображения появилась стоящая под маленьким углом тонкая цветная рамка, перешагивая которую, женская фигура, попадает в иное измерение. Спектральная рама -- двери в зазеркальный мир. Шаблавин фантазирует, экспериментирует с «видами». Женщина удаляется то по залитой солнечным светом лесной тропинке («Лето», 2005), то в срисованную с туристического проспекта пустыню с пирамидами («Зов вечности», 2005), а то и в эллипсовидную марину Айвазовского («Романтическое вторжение», 2004). Обнаженная фигура одиноко возвращается в свою обитель, ведь море, туман и пустыня -- родины миражей. «Мираж» (1994) самая ранняя из представленных на выставке работ. Приближающаяся издалека электричка замыкает перспективу рельсов. Спектральная рамка выхватывает часть пейзажа, даря ему цвета (все за этой гранью нарисовано простым карандашом). Другая картина, «Прибытие» (2000), -- тот же пейзаж, но выхваченный из любимого Шаблавиным тумана в любимый Шаблавиным круг. Художник, будто Жюль Верн, путешествовавший по миру, не вставая с кресла, раздвигает, меняет, ломает рамки пространства, не выходя из мастерской. И путешествует Шаблавин почти всегда в одиночестве. Виталий Пацюков еще в 1979 году писал о художнике: «Ему просторно, но одиноко, как одиноко реальному человеку в нашем реальном мире, выстроенном и упорядоченном цивилизацией». С конца 1970-х ничего не изменилось. И в данном случае это очень хорошо. |
Ричи Блекмор выступил в «России» Экс-гитариста Deep Purple, «гитарного бога» и гуру многих профессиональных гитаристов и простых слушателей, рады у нас видеть всегда. Несмотря на неоднозначное, мягко говоря, восприятие старыми поклонниками его последнего и, кажется, уже вечного проекта Blackmore's Night... >>
В воскресенье открывается Московский пасхальный фестиваль Возглавляемый Валерием Гергиевым юбилейный -- пятый -- Московский пасхальный фестиваль откроется праздничным воскресным вечером в 21.00... >>
Чемпионы мира по искусству приехали в Москву на шахматный чемпионат Есть ли у вас насущная необходимость ощутить «тревожную стилистику постистории»? Даже если нет, крайне желательно посмотреть на произведения братьев Джэйка и Дино Чэпманов -- звезд британского актуального искусства, с начала 1990-х годов пугающих зрителей скульптурами-мутантами, у которых вместо носов -- пенис, а вместо ступней -- кроссовки... >>
Новый проект Сергея Шаблавина в галерее "Файн Арт" Теперь кажется странным, что в 1990 году работы Сергея Шаблавина не попали на выставку «Другое искусство» в Третьяковской галерее. Шаблавин один из «тихих классиков» андерграунда, которые редко, но очень красиво проявляются на поверхности художественного моря... >>
Объявлена программа Каннского фестиваля 20 апреля художественный руководитель Каннского фестиваля Тьери Фремо объявил список из 19 фильмов, включенных в конкурс этого года... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|