N°57 04 апреля 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Сразу во многих измерениях Завершились гастроли «Балета Евгения Панфилова»
Отличная площадка в центре города -- Малый театр. Но никакой рекламы, ни одной афиши по городу; но даже программок не выпущено, перед каждым спектаклем какая-то дама с величавостью ведущей детского утренника зачитывала по трансляции имена солистов и туманные (порой, к сожалению, даже стихотворные) пояснения к спектаклям. И развевающаяся на фасаде театра холстина-афиша переврала название одной из одноактовок, а спектакль, исполняемый одной из трех трупп театра, приписала другой. Пермский театр Евгения Панфилова, работающий в совершенно столичном качестве (никаких там скидок «на провинцию»), оказался представлен в Москве в безнадежно убогой организационной рамке.
А работают они действительно замечательно. Когда умирает создатель авторского театра (Панфилов погиб три с половиной года назад, ему было 46), у театра немного шансов остаться на прежнем уровне, тем более у театра балетного. Этих гастролей все ждали с нервом, с опаской: как сохраняется труппа? Как держится-помнится репертуар? Что нового в репертуаре появляется? И ответы, данные «Балетом Евгения Панфилова», позволяют надеяться на прочное будущее пермской труппы. И вспоминаешь не драматические театры, погибшие (пусть не организационно, но художественно) вслед за уходом лидера, но New York City Ballet, вполне счастливо существующий на баланчинском репертуаре. Ничего не потеряно в качестве исполнения. Ни синхронность кордебалета, ни отвага солистов, с легкостью шарашащих рискованные акробатические трюки. Репертуар остался все тем же -- и все так же с веселым панфиловским цинизмом он делится на яркую, броскую, предназначенную для зарабатывания денег попсу и сложно-выверенные, не дающие зрителям поблажек спектакли. Попсу работают при этом так же честно, хотя сам Панфилов, сдается мне, хохотал, сочиняя «Половецкие пляски» -- с завоевателями Руси, что сигают над сценой все в черном и золотом, а разрезы штанов вдоль бедер демонстрируют значительные части задниц, и с пленными русскими девушками, что шествуют печально в прозрачных светлых туниках и все как одна в белокурых париках. Но рядом с этой попсой - ставший последним панфиловский спектакль, «БлокАда» -- неудобная, мрачная, с агрессией Шостаковича и пыльными -- как из праха выкопанные письма -- записями песен военных лет. И до того искренняя, что оторопь берет. А рядом -- восстановленная «Клетка для попугаев». Важно, что восстановленная и что восстановление в полной мере удалось -- Панфилов сочинил за жизнь около сотни спектаклей, и теперь это -- будущий хлеб театра. «Клетка», спектакль 1992 года, соединяет в себе лучшие черты панфиловского балета. Хореографу было мало плоскости сцены -- и он сотворил спектакль, часть действия в котором происходит на высоких жердочках клетки. Два обитающих в ней «попугая» (Алексей Колбин и Алексей Расторгуев) на этих жердочках сидят, с них свисают в немыслимых для человека позах -- и хореография захватывает высоту, третье измерение. Несколько «измерений» и в сюжете спектакля: «этюдно-подражательные» радости (как ходят герои, отлично переваливаясь по-птичьи, как всматриваются в окружающий мир, характерно передвигаясь вдоль границы своего домика), гейская love story, общий сюжет о взаимоотношениях артиста и публики (вокруг клетки бегают «зрительницы», присаживаются на стоящую рядом лежанку, внимательно за птичками наблюдают). «Клетка», как премьера, выставлена в этом году на «Золотую маску» (потому ее еще сыграют 10 апреля) -- и хотя конкурс в современном танце в этом году очень суров (еще три первоклассных спектакля), можно надеяться на то, что та точность, с которой артисты воспроизводят сплавленную в один спектакль насмешку, наблюдательность и тоску Панфилова, произведет впечатление на жюри. Два спектакля, сделанных в театре уже без Панфилова, -- «Тирбушон» Алексея Расторгуева и «Мио, мой бедный Мио» Сергея Райника (премьер труппы стал теперь и ее худруком), не претендуют на великие открытия в танце, но четко обозначают пути, интересные только что начавшим ставить спектакли артистам. Райник исследует амплуа, выданные когда-то Панфиловым солистам, и сочиняет вариации на темы. Сам он в этом спектакле, как всегда был ранее, брутальный страдалец с тяжким грузом в душе; азартная и тяжкая пластика. Алексей Колбин -- принц, удивленная жертва; обморочные позы, умирания, потеря сил. У Райника не хватает еще чисто режиссерских умений -- у спектакля несколько ложных финалов, что создает усталость текста. Лучше с чисто режиссерскими вещами справляется в своем спектакле Расторгуев, но у него беднее чисто танцевальная лексика. В своей танцверсии «Ночного дозора» (как еще назвать спектакль, в котором парни в черном и парни в белом остервенело вцепляются в драке друг в друга, а их предводители иронично раскланиваются, а в финале и вовсе меняются черно-белыми костюмчиками?) он больше внимания отдал ритму, чем мелодии; впрочем, несколько кусков довольно эффектны. В последний день гастролей какая-то дама выскочила на сцену со стихами самоличного сочинения (они были ужасны), и дымящийся от самодовольства продюсер гастролей пообещал еще не раз привезти театр в Москву. Ну, конечно, это же такой хороший бизнес -- люди станцуют, как в Европе, а ты даже на корректора для афиши не потратишься. Но Панфилов воспринимал российскую действительность такой, какова она есть. Никому не жаловался. Театр и в этом продолжает жить по его правилам.
«Охота на пиранью» на московских экранах В 1974 году в секретной военной лаборатории где-то в тайге, в окрестностях реки Шантары произошла авария. Опаснейшее химическое оружие (одной капли которого хватило бы, чтобы уничтожить чуть не полсвета, но при этом легко нейтрализуемое обыкновенной пресной водой) чуть было не вырвалось за пределы толстых стен бункера... >>
Завершились гастроли «Балета Евгения Панфилова» Отличная площадка в центре города -- Малый театр. Но никакой рекламы, ни одной афиши по городу; но даже программок не выпущено, перед каждым спектаклем какая-то дама с величавостью ведущей детского утренника зачитывала по трансляции имена солистов и туманные (порой, к сожалению, даже стихотворные) пояснения к спектаклям... >>
Артур Филлипс. Прага. Перевод с англ. Николая Мезина. -- М.: Эксмо, 2006.
В самом начале 90-х, когда только-только рухнула Берлинская стена, а вместе с нею лопнули СЭВ и Варшавский договор, главным центром европейского притяжения стали уже не Париж и пока еще не Берлин, а Прага... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|