N°46
20 марта 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  20.03.2006
Михаил Циммеринг
Все как у людей
Киноакадемики оказались близки к народу

версия для печати
В пятницу в Театре Российской армии в девятнадцатый раз вручили премии «Ника». В воскресенье на канале СТС показали во всех подробностях, как это происходило. С переносом трансляции с «серьезных» каналов на «первый развлекательный» связаны главная интрига и главный нерв церемонии. При оглашении шорт-листа было заявлено, что трансляции вообще не будет: известные силы надавили на другие, еще более могущественные, в результате чего преследуемой «Золотым орлом» «Нике» отказано от телевизионного двора. Это, конечно, не отменяло того, что «Ника» остается не только первой профессиональной кинопремией, но и единственной, которая вручается по результатам честного голосования значительной части кинематографического сообщества. (Как говорят осведомленные люди, единственное отступление от принципа «все по правде», которое «Ника» может себе позволить, это, если голоса разделились, скажем, в пропорции 260 на 263, дать премию обоим номинантам). Честность, заметим, не всегда спасала от того, что решения академии могли казаться проявлением не столько коллективного разума, сколько общего маразма.

Отсутствие трансляции, как известно, приравнивается к отсутствию события, поэтому заявление о переходе традиционно шумной и амбициозной церемонии в разряд тихих домашних радостей было воспринято академиками почти как сообщение о собственных похоронах. Спасение утопающих взял на себя генеральный продюсер СТС Александр Роднянский -- кинематографу вовсе не чуждый, а последние года два уверено укрепляющий свои позиции на этом поле.

В пятницу много рассуждали о том, что девятнадцать лет -- это для просто девушки возраст совсем еще нежный, а для девушки-«Ники» почти что бальзаковский. Для поддержания «девичьей» темы заметим, что «Ника» оказалась из тех представительниц прекрасного пола, которым идет стресс: бессонные ночи, круги под глазами, осознание предательства сильного пола, убежденность, что надеяться можно только на себя. Оказавшись перед угрозой исчезновения с карты общественных интересов, «Ника» собралась с силами и провела едва ли не лучшую за свою историю церемонию. А союз с «первым развлекательным» неожиданно для многих обернулся тем счастьем, которому несчастье помогло.

Потому что, чего греха таить, в прошлые годы рассуждения о том, что «Ника» -- честная премия профессионального сообщества, а «Орел» -- плод конъюнктурных (зачастую, впрочем, весьма изящных) расчетов нескольких человек, на пятом-шестом часу безвкусной и затянутой церемонии переставали казаться существенными. Тем более что по представительской части «Орел» держался на высоте: почти все его церемонии были остроумными, компактными и изобретательными. Засбоило в этом году: изобретательности и остроумия у «орловцев» значительно поубавилось, осталось одна компактность. И -- сработал закон сохранения энергии. С компактностью у «Ники» по-прежнему большие проблемы (чего стоил хотя бы получасовой дивертисмент отца-основателя Юлия Гусмана в начале действа), зато появились остроумие и даже изящество. Похоже, постановочная команда СТС проявила себя не только тем, что среди ведущих появились лицо канала Анастасия Заворотнюк и жена друга канала Алена Хмельницкая (двумя другими ведущими стали Мария Шукшина и Евгения Крюкова), но и тем, что немногочисленным концертным номерам мог бы позавидовать сам Леонид Парфенов времен первых энтэвэшных «огоньков».

В прологе Михаил Ефремов под аплодисменты зала прочел стихотворение Дмитрия Быкова про то, что хотя московский Музей кино и уничтожен, в душе у каждого живут виртуальные его экспонаты; дальше Нина Усатова спела с группой «Отпетые мошенники», Гарик Сукачев и Петр Ефимович Тодоровский -- с группой «Неприкасаемые», Евгений Миронов станцевал танго со своей сестрой Оксаной, а финальная номинация -- «Лучший фильм» сопровождалась барабанным боем ансамбля под управлением Алексея Усова. И все это были по-настоящему первоклассные номера. Остроумно выступил Леонид Ярмольник, очень к месту -- Геннадий Хазанов, харизматично Татьяна Толстая. Впервые в никовской истории с приближением полуночи энтузиазм публики не сникал, а аплодисменты были громкими и воодушевленными даже без понуканий Гусмана.

Уместным кажется и появление нового, специального, приза президиума «Ники» -- «за телевизионную работу». Первым лауреатом стал Глеб Панфилов за экранизацию «В круге первом». И это, пожалуй, единственная награда, которая не вызвала вопросов. А главный вопрос к академикам из года в год остается неизменным -- они голосуют за работу, которую видели, или, не глядя, за имя и общественный резонанс? И по-прежнему более правдивым кажется второй вариант ответа.

Иначе чем объяснить обструкцию, которую «Ника» вслед за «Орлом» устроила одному из самых профпригодных фильмов года -- «Бедным родственникам» Павла Лунгина? От этой картины выдвигался только Сергей Гармаш, но и он уступил приз за лучшую мужскую роль второго плана Сергею Баталову («Коля-перекати поле»). «Нику» за лучшую женскую роль второго плана получила сыгравшая в том же «Коле» Ирина Розанова, конкурировавшая с Оксаной Фандерой («Статский советник») и Ниной Усатовой («Красное небо, черный снег»).

Довольно трудно понять и неприсуждение премии за лучшую женскую роль Марине Зубановой («Требуется няня»). Конечно, получившая в этом году приз академии Алиса Фрейндлих величайшая актриса. Но видели ли академики фильм «На Верхней Масловке», за который Фрейндлих премировали?

И уж совсем странно выглядит отсутствие в номинации «Режиссура» Александра Сокурова с «Солнцем» и Алексея Учителя с «Космосом как предчувствие».

Лучшим режиссером признан Алексей Герман-младший (Garpastum), соревновавшийся с Федором Бондарчуком («9 рота») и Андреем Кравчуком («Итальянец»). Кстати, фильм Кравчука присутствовал во всех основных номинациях, но в итоге удостоился лишь одной «Ники» -- режиссеру как «открытию года».

Одна награда и у «Солнца» -- Юрию Арабову за сценарий. «Космосу как предчувствие» повезло чуть больше: у него «Ники» за лучшую мужскую роль -- Евгений Миронов (он соревновался с Никитой Михалковым из «Статского советника» и Артуром Смоляниновым из «9 роты») и лучшую операторскую работу -- Юрий Клименко.

К слову сказать, в этом году впервые за очень долгое время выбор академии кардинально разошелся с выбором кинокритики и кинопрессы. Абсолютными фаворитами критиков стали сокуровское «Солнце» и «Первые на Луне» Федорченко, главным аутсайдером -- «9 рота».

Академики вручили Федору Бондарчуку, а также продюсерам «Роты» Александру Роднянскому, Елене Яцуре и Сергею Мелькумову «Нику» за лучший фильм (кроме главного, картина получила призы за музыку -- Дато Евгенидзе и работу звукорежиссера -- Кирилл Василенко). Ну а с «Первыми на Луне» случилась полная глупость -- фильм выдвигался в прошлом году, когда он почти никому еще не был известен, и в этом, естественно, уже не рассматривался.

Так или иначе, киноакадемики разошлись с критиками (которых можно упрекнуть в чем угодно, но фильмы они действительно смотрят), зато сомкнулись с народом: «9 рота», напомним, собрала 26 млн долл. и стала чемпионом прошлогоднего проката. Но это -- беру на себя смелость предположить -- вовсе не гарантирует, что на церемонии 2007 года академики встретят с распростертыми объятиями «Дневной дозор» -- несмотря на его тридцать с лишним миллионов в американской валюте.
Лариса ЮСИПОВА, ИД «Афиша», -- для «Времени новостей»
//  читайте тему  //  Кино


  КУЛЬТУРА  
  • //  20.03.2006
Наталья Разина
Мариинский фестиваль открылся премьерой «Ундины»
Живет-поживает на свете работящий фермер (вариант -- рыбак). У него есть аккуратная простодушная невеста, дело близится к свадьбе, все в порядке. И вдруг в него влюбляется какая-нибудь очаровательная нечисть, летающая среди лесных деревьев (как в «Сильфиде») или плавающая в прибрежных водах (как в «Ундине»)... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  20.03.2006
Михаил Циммеринг
Киноакадемики оказались близки к народу
В пятницу в Театре Российской армии в девятнадцатый раз вручили премии «Ника». В воскресенье на канале СТС показали во всех подробностях, как это происходило. С переносом трансляции с «серьезных» каналов на «первый развлекательный» связаны главная интрига и главный нерв церемонии... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  20.03.2006
Москва увидела шанхайское акробатическое «Лебединое озеро»
Я давно твержу, что главным сценическим жанром стал детский утренник. Только он способен собирать огромные залы зрителей, потрясенно ахающих при каждой перемене декораций, готовых хлопать в такт любой мелодии и откликаться хором на призывы со сцены... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика