N°44
16 марта 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.03.2006
Проживем без НДС?
В Финакадемии просчитали последствия введения налога с продаж

версия для печати
Идея замены "сложно администрируемого" налога на добавленную стоимость (НДС) на "понятный" налог с продаж -- мера, которая радикально изменила бы профиль российской налоговой системы. Сторонники введения налога с продаж пока не убедили оппонентов в целесообразности такого шага, а потому продолжают работать над обоснованием своей идеи. Центр исследования проблем налогообложения Финансовой академии при правительстве РФ подготовил доклад «Сопоставление НДС и налога с продаж». Один из главных выводов экспертов -- российская налоговая система может стать гораздо проще, если избавится от НДС. Кроме того, в выигрыше останется та часть производителей, чьи товары или услуги реализуются на внутреннем рынке.

НДС, считают эксперты Финакадемии, возможно заменить налогом с продаж, но не в его прежнем «атавистическом» виде, а в форме обложения розницы с обязательным декларированием для всех юрлиц-производителей.

НДС относится к группе косвенных налогов, хотя исторически первой формой косвенных налогов считается налог с продаж, который взимался еще в Древнем Риме в виде платы (фактически -- пошлины) за продажу каждого раба. Расцвет налога с продаж пришелся на период первой мировой войны, когда воюющие государства столкнулись с острой нехваткой средств. Налог стал взиматься на каждой стадии движения от производителя к потребителю, что вело к значительному росту цен. После первой мировой налог был практически повсеместно упразднен. Снова к нему прибегли во вторую мировую. В дальнейшем налог совершенствовался. Он лишился «каскадного» эффекта и стал взиматься однократно, на этапе розничной торговли. Правда, при таком механизме государство потеряло налоговый контроль и над движением капитала, и над всеми последовательными стадиями производства и обращения товара. К тому же при однократном обложении возникал риск махинаций со стороны плательщиков, так как никакими налоговыми декларациями обращение товара в рознице не сопровождается.

Все эти факторы послужили причинами возникновения налога на добавленную стоимость, равномерно распределяющего налоговую нагрузку между всеми стадиями экономического цикла и дающего государству возможность контролировать процесс движения товара.

В настоящее время НДС составляет самую большую долю налоговых поступлений, почти четверть российского бюджета. Проблемы администрирования этого налога очевидны: несмотря на то что отношение поступившего НДС к начисленному говорит о достаточно высокой собираемости, по экспертным оценкам, текущие поступления налога составляют лишь 50--60% от их теоретически возможного объема. Экспортеры не могут получить возмещение НДС, а широкое распространение "серых" схем возмещения недобросовестными предпринимателями наносит огромный урон бюджету. Экономисты не раз предлагали как вариант решения этих проблем заменить НДС другим налогом, более простым в администрировании, однако эта точка зрения так и не нашла большинства в правительстве.

Предлагаемая экспертами Финакадемии модель нового налога с продаж такова: налогоплательщиками признаются все юридические лица, имеющие обороты по реализации товаров, работ и услуг. При этом обороты по реализации товаров, работ, услуг, не являющихся конечным потреблением, освобождаются от обложения налогом. Налогом облагается лишь конечное потребление: потребление домашними хозяйствами, то есть приобретение любых товаров (от продуктов товаров до недвижимости), работ или услуг, госзакупки, расходы организаций, не связанные с производством, а также покупки, оплачиваемые в наличной форме.

Ставку налога предлагается установить в размере не более 10%, а зачислять налог в федеральный бюджет либо частично в региональный и частично в федеральный. Новый налог сохранит некоторые черты НДС, поскольку перечень налогоплательщиков, объект налогообложения и налоговая база у этих налогов будут близки. Однако в отличие от НДС налог с продаж не будет передаваться от продавца к покупателю по всей производственной цепи.

Отличительной чертой нового налога по сравнению со старым налогом с продаж является то, что для расчетов базы нового налога используется весь без исключения оборот розничной торговли и платных услуг, что позволяет не только упростить расчеты начислений налога, но и повысить его потенциальную собираемость за счет однозначного отнесения товара или услуги к объектам налогообложения.

Также новыми чертами предложенного налога с продаж являются включение в объекты налогообложения расходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль, а также государственных расходов на закупку товаров и оплату услуг сторонних организаций, что позволяет существенно повысить его поступления.

Важной особенностью налога является обязанность всех юридических лиц подавать налоговые декларации, а не только тех, кто имеет налоговые обязательства. Таким образом, нивелируется один из недостатков налога с продаж -- отсутствие контроля оборотов по реализации.

Географическое распределение базы налога с продаж к тому же может служить индикатором распределения населения, что можно использовать для оптимизации межбюджетных отношений.

Результаты расчетов показывают, что в случае полной отмены НДС и введении налога с продаж со ставкой 10% снижение доходов бюджета составило бы 1,2% ВВП (при расчетной собираемости налога в розничной торговле и секторе платных услуг на уровне 60%). Для обеспечения перехода на новый налог с нулевыми потерями для бюджета ставка налога должна составлять 14%.

Специалисты Финакадемии провели и модельный анализ изменения налоговой нагрузки на отрасли: нефтяные компании, оптовые и розничные торговые предприятия и компании, оказывающие услуги гражданам и юрлицам.

Предполагая, что замена налогов никак не отразится на ценовой политике компаний, были получены следующие результаты: для нефтяных компаний, реализующих большую часть продукции на экспорт, налоговая нагрузка увеличится, в то время как для предприятий, реализующих большую долю продукции на внутреннем рынке, налоговая нагрузка в целом уменьшится. Для оптовых торговых компаний, в разрезе выручки которых отсутствует реализация конечному потребителю, налоговая нагрузка значительно сократится. В случае предприятий отрасли розничной торговли налоговая нагрузка на такие предприятия изменится незначительно.

Для компаний отрасли услуг, у которых исходящий НДС значительно превосходит входящий НДС, после отмены НДС и введения налога с продаж произойдет ослабление налоговой нагрузки, что будет связано в основном с более низкой ставкой налога с продаж по сравнению со ставкой НДС. При этом у компаний, оказывающих услуги по большей части юридическим лицам, такое ослабление нагрузки будет наиболее существенным по сравнению с компаниями, оказывающими услуги конечным потребителям.
Ирина Склярова


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  16.03.2006
ИТАР-ТАСС
Ответственные министры остались при портфелях
Кабинет министров Михаила Фрадкова никак не может выбрать, правительством какой страны себя считать: с развивающейся экономикой или уже со стабильной. Вчерашнее заседание правительства задумывалось как судьбоносное для членов кабинета... >>
  • //  16.03.2006
ИТАР-ТАСС
Сергей Кириенко уволил главу химкомбината «Маяк»
Первый профессиональный конфликт, с которым пришлось столкнуться на посту руководителя Федерального агентства по атомной энергии, Сергей Кириенко решил не в пользу атомщиков, а в пользу прокуратуры... >>
  • //  16.03.2006
Кирилл Калинников
Дмитрий Рогозин может покинуть пост лидера партии
Сопредседатель фракции «Родина» в Госдуме Сергей Глазьев вчера выступил с предложением установить в многострадальной одноименной партии коллегиальное управление. Соответствующее письмо он направил в адрес сразу трех партийных боссов -- нынешнего единоличного лидера «Родины» Дмитрия Рогозина, председателя президиума Александра Бабакова и секретаря политсовета Юрия Скокова... >>
  • //  16.03.2006
Николай Поросков
Методика американского ученого пускает корни в России
Российские борцы с терроризмом, по всей вероятности, вынуждены будут внести коррективы в свои планы и методы. И причина тому -- приезд в Москву одного из отцов прикладной политической психологии американца Джеррольда Поста... >>
  • //  16.03.2006
В Финакадемии просчитали последствия введения налога с продаж
Идея замены "сложно администрируемого" налога на добавленную стоимость (НДС) на "понятный" налог с продаж -- мера, которая радикально изменила бы профиль российской налоговой системы... >>
  • //  16.03.2006
Дума установила правила для жалобщиков
Госдума приняла вчера в первом чтении президентский законопроект о порядке рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. Этот документ пришел на смену закону об обращениях трудящихся, принятому еще в 1968 году и обновленному двадцать лет спустя... >>
  • //  16.03.2006
Губернатор Морозов поставил перед президентом вопрос о доверии
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в минувший вторник поставил перед Владимиром Путиным вопрос о доверии. В этом признался сам ульяновский губернатор во время пресс-конференции сразу же после возвращения из столицы, где прошла его встреча с президентом... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика