N°43
15 марта 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.03.2006
(С)меховая гусеница успеха
«Руслан и Людмила» в «Новой опере»

версия для печати
Опера Глинки «Руслан и Людмила» -- притча во языцех русской оперной истории. Мало того что текст к ней сочинял кто попало, к тому же зачастую после возникновения музыки, мало того что действие ее медлительно и антитеатрально, мало того что... Перечислять сценические недостатки можно долго, да вот беда -- музыка «Руслана» от начала до конца пленительно прекрасна, льется одним сплошным потоком, словно рождается здесь и сейчас под пером нашего великого соотечественника -- утонченного композитора, гурмана и эстета Михаила Ивановича Глинки. Режиссеры нового времени применяли к ней свои проверенные отмычки -- Борис Покровский в семидесятых вздыбил ее языческую удаль, насытил лихостью и размахом, Александр Титель в девяностых устроил пиры «атмосферности», расположив интригу в разных точках русского XIX века. Из дирижеров, кажется, только гениальный Евгений Колобов подошел вплотную к разгадке тайн «Руслана» -- его полуконцертная версия, осуществленная в пору бездомности новорожденной «Новой оперы», смогла вобрать в себя и лирическую трепетность, и мистическую тайну, и самую тонкую театральную иронию. Именно поэтому премьера в «Новой опере», присягающей на верность памяти великого маэстро, требует особенно пристрастного рассмотрения. Ведь здесь использована музыкальная редакция самого Колобова, как бы подвергающаяся новой проверке в условиях «фантазии» (так определен жанр спектакля), выдаваемой за «полноценное театральное представление».

Но только вы, дорогие читатели, не верьте в эту полноценность. Потому что не всякое наспех сколоченное шоу является полноценным театральным зрелищем. Зато неполноценным -- является. Судите сами, декорации Виктора Герасименко изготовлены по принципу максимального удобства в обращении: раздвинули -- задвинули, опустили -- подняли, и никакими художественными достоинствами не обладают. К тому же если поднимают опущенное, то большие куски его так и висят коряво сверху, и никому до того нет никакого дела. На левом балконе весь спектакль стоит шатерчик для того, чтобы горемычная Горислава вышла и пронудила там свою тоскливую арию. До и после ее появления в нем ютится кто попало -- и никого эта вопиющая театральная небрежность не смущает. Костюмы того же Герасименко залихватски кафешантанны: чего стоит появление Людмилы в виде русопятой дурочки из переулочка с волосами из льняной пеньки? Как тут от нее требовать проникновенности?

Художник раззудил плечо в непочтенном желании развлечь публику. В момент похищения Людмилы, когда звучит полная тайн и недосказанности музыка Глинки, на сцену кроме мимического героя Черномора (юркого, в черном трико, с плотно обмотанной вокруг туловища бородой, чтобы красть Людмилу было сподручнее) выкатывает неподражаемая находка этого праздничного шоу -- в полсцены длиной, в человеческий рост высотой гигантская гусеница, чье тело увито серыми меховыми шкурками. Гусеница на поверку оказывается не просто театральной роскошью, а средством передвижения Черномора.

Свой триумф меховая гусеница правит позже, в садах Черномора. На музыке марша (который у Колобова был музыкально-театральным шедевром: дирижер взвинчивал музыку до пределов гротеска и скупыми жестами играл подобострастного сатрапа жуткого Лиходея) гусеница снова выкатывает на сцену, и выясняется, что в ее мехе живут странные насекомые -- это злобные волчки со светящимися глазами, с саблями в лапах, числом пять, которые бросаются друг на друга с рыком, хищно скалятся и дерутся, чем вызывают неописуемый восторг публики. В общем-то, успех ими вполне заслужен, потому что содержательной стороной это жалкое действо сильно не блещет. Режиссер (а что, собственно, значит в этом контексте данное слово?) Иван Фадеев, уже зарекомендовавший себя как эстрадник дурного, провинциального пошиба, не имеет ни малейшего представления даже о режиссерском ремесле -- так зачем требовать от него художеств?

Музыкальная сторона спектакля (дирижер Сергей Лысенко) выгодно выигрывает рядом с такой чудовищной безвкусицей. Многие места звучат по-колобовски элегантно, тонко, оркестр блистает культурой штриха, хор (не обращающий внимания на свою незавидную театральную роль) поражает выразительностью и красотой звучания. Но только в конце действия музыку Глинки ссылают на галеры. В редакции Колобова дивная увертюра звучит в финале, как бы подытоживая пути героев. Но в дешевом номерном шоу нечего подытоживать, и потому публика начинает на музыке этой самой дивной увертюры хлопать в такт, выказывать всяческий восторг, и несчастные звуки, горбясь от стыда, обслуживают эффектные поклоны участников. Худшего надругательства над памятью Колобова трудно себе представить.
Алексей ПАРИН
//  читайте тему  //  Музыка


  КУЛЬТУРА  
  • //  15.03.2006
На экранах Москвы новый отечественный мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
В преддверии весенних школьных каникул на экраны выходят фильмы «для семейного просмотра». То есть такие, на которые можно и детей сводить, и взрослым не соскучиться. Студия «Мельница» и кинокомпания СТВ выпустила по этому случаю очередную комедию из цикла «Веселые приключения трех богатырей»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  15.03.2006
Сегодня открывается выставка «Время Русских сезонов»
Эта выставка в Новинском пассаже -- предисловие к премьере, что состоится 22 марта в Кремле. Ровно в день спектакля она и закончится. Андрис Лиепа продолжает свой проект, связанный с утерянными балетами Михаила Фокина... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  15.03.2006
«Руслан и Людмила» в «Новой опере»
Опера Глинки «Руслан и Людмила» -- притча во языцех русской оперной истории. Мало того что текст к ней сочинял кто попало, к тому же зачастую после возникновения музыки, мало того что действие ее медлительно и антитеатрально, мало того что... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  15.03.2006
Смотрите с 16 марта на экранах Москвы
«Беги без оглядки» (США, 2006, Уэйн Крамер). Джо Газель (Пол Уокер -- «Форсаж», «Добро пожаловать в рай», «В ловушке времени») -- примерный семьянин и отец, а по совместительству очень средней руки мафиози на побегушках, основной задачей которого является «оприходовать» засвеченное в сомнительных делах огнестрельное оружие... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ