N°31
22 февраля 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.02.2006
Без китайских церемоний
Немцы обещают разобраться с «техническим воровством» Поднебесной на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге

версия для печати
Немецкие политики обвинили Китай в «техническом воровстве» и собираются поставить вопрос об этом во время ближайшей встречи «большой восьмерки» в России. Об этом заявил глава баварского «Христианско-социального союза» Эдмунд Штойбер. Речь идет о, пожалуй, самом престижном современном немецком проекте -- высокоскоростном поезде на магнитной подушке Transrapid. Китайцы, как утверждают в Германии, готовятся построить свою «пиратскую копию» этой уникальной разработки.

Технологию Transrapid разработал консорциум немецких индустриальных гигантов -- ThyssenKrupp и Siemens. Поезда на магнитной подушке способны передвигаться со скоростью 430 км/час -- всего вдвое меньшей крейсерской скорости пассажирского реактивного самолета.

Transrapid является одним из центральных проектов, поддерживаемых федеральным правительством Германии. Экологически чистая технология делает его весьма рентабельным. Ведь он практически не страдает от износа и потребляет сравнительно мало энергии. Поэтому его эксплуатационные расходы ниже, чем у обычного железнодорожного транспорта, а инвестиционные расходы примерно одинаковы. В Германии федеральное правительство оказывает финансовую поддержку строительству первых двух линий в Северном Рейне -- Вестфалии и Баварии, выделив на это свыше 2 млрд евро.

Но самая первая линия Transrapid была открыта не в Германии, а в Китае. В первой поездке поезда три года назад в Шанхае участвовал федеральный канцлер Герхард Шредер. Тогда много говорилось о том, что высокотехнологичная разработка Transrapid станет новым экспортным товаром Германии. Утверждалось даже, что в ближайшие 15 лет в Китай будет поставлено 60 подобных составов и проложено 12 тыс. км пути. На родине же воплощение проекта в жизнь годами пробуксовывало -- то недоставало средств, то верх брали противники нового вида транспорта, утверждавшие о его бесперспективности.

Тем временем в Шанхае китайцы осуществляли «экспериментальную эксплуатацию» немецкого поезда на магнитной подушке. Но в конце прошлой недели они обескуражили создателей техники Transrapid заявлением о том, что Китай приступает к строительству собственного поезда на магнитной подушке, сконструированного китайскими учеными и инженерами. Это будет еще более высокоскоростной экспресс с максимальной скоростью 500 км/час. На магнитные рельсы он встанет уже в июле этого года. Речь при этом идет, как было подчеркнуто в заявлении главного инженера китайского авиационного предприятия-производителя Chengdu Aircraft Industry Cooperation, о «собственной разработке». Группа предприятий Chengdu с 1958 года является одним из крупнейших производителей военных самолетов для китайской армии. Представитель этой компании считает, что в данном случае она «обладает самостоятельными и независимыми правами собственности».

На любые претензии от немецкой стороны китайские партнеры отвечают просто и без излишних церемоний: «Мы не использовали ни немецких материалов, ни чертежей и вообще ничего не взяли от Transrapid». Даже называться «подделка» будет по-иному -- «Шуй фэн» (что-то вроде «догоняющий ветер»).

Представители Transrapid в Пекине, узнав о китайской собственной магнитной дороге, от любых комментариев отказались. В Берлине представитель консорциума-производителя Петер Вигельманн отметил, что китайская разработка «является прототипом на относительно коротком испытательном участке в 1,5 км, на котором могут проводиться тесты на скорости максимально в 100 км/час». «По своему уровню китайский «Шуй фэн» не идет ни в какое сравнение с немецким Transrapid», -- заключил он.

Тем не менее в Германии резко критикуют своих производителей Transrapid: «Немцы допустили в проекте большие ошибки в том, что предоставили китайцам все необходимые чертежи и документацию», -- заявил эксперт по странам Восточной Азии Высшей школы в Людвигсхафене Йорг Майнхард Рудольф. Он исходит из того, что техника проекта Transrapid была «скопирована» китайцами не только при строительстве дороги для эксплуатации поезда на магнитной подушке в Шанхае, но также и для других высокотехнологичных разработок.

Правда, пока, как отметил Петер Вигельманн, точно неизвестно, сколько защищенного немецкого ноу-хау было использовано в китайских разработках. Однако сама 1,5-километровая экспериментальная трасса в Шанхае, а также монтажный цех 31,5-километровой трассы Transrapid совпадают с аналогичными китайскими разработками «во всех деталях».

История с Transrapid бесспорно омрачит начинающийся сегодня первый визит в Китай немецкого министра иностранных дел Франка Вальтера Штайнмайера. Глава МИД намерен затронуть вопрос о «техническом воровстве» на самом высоком уровне.
Юрий ШПАКОВ, Берлин


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  22.02.2006
Денис Синяков
Президент велел премьеру найти руководителя авиапрома
Владимир Путин подписал вечером 20 февраля долгожданный указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Документ оставил без ответа столько вопросов, что вчера все ключевые фигуры отечественного авиапрома избегали публично его комментировать... >>
  • //  22.02.2006
Немцы обещают разобраться с «техническим воровством» Поднебесной на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге
Немецкие политики обвинили Китай в «техническом воровстве» и собираются поставить вопрос об этом во время ближайшей встречи «большой восьмерки» в России. Об этом заявил глава баварского «Христианско-социального союза» Эдмунд Штойбер... >>
  • //  22.02.2006
«Нафтогаз Украины» не может договориться с поставщиками о цене
Украинские власти перешли в традиционную контратаку на Туркменбаши после неудачного визита министра топлива и энергетики Ивана Плачкова и председателя правления «Нафтогаза» Алексея Ивченко в Ашхабад на прошлой неделе... >>
//  читайте тему:  Ситуация на Украине
  • //  22.02.2006
Игорь Корзун
Михаил Фридман оценил свой Альфа-банк
За 15 лет существования Альфа-банк «дорос до 3,5 млрд долл.» -- в такую сумму оценил его основатель и совладелец Михаил Фридман. Впрочем, продавать свое детище акционеры пока не намерены, да и желающих купить его сейчас нет. Банковские аналитики согласны с позицией г-на Фридмана: продать Альфа-банк за такие деньги не удастся... >>
  • //  22.02.2006
«Базовый элемент» пригласил в свою новую структуру руководителя одной из крупнейших профильных компаний мира
«Базовый элемент» вчера объявил о создании компании En+, которая будет управлять инвестициями в энергетическом (включая нефть, природный газ, уголь, уран) и алюминиевом бизнесах всего холдинга. Руководителем En+ назначен бывший гендиректор австралийской WMC, поглощенной в прошлом году своим более крупным конкурентом BHP Billiton, Эндрю Мишельмор... >>
  • //  22.02.2006
E.ON собирается стать крупнейшим в мире энергетическим концерном
Немецкий энергетический концерн E.ON вчера объявил свое предложение по приобретению 100% акций испанской электроэнергетической компании Endesa за 29,1 млрд евро. Эта сумма на 30% превосходит предложенную конкурентом E.ON в борьбе за покупку -- испанской Gas Natural... >>
  • //  22.02.2006
Украинские трубники снизили отгрузку труб в Россию
Впервые информация о том, что трубные заводы с Украины сокращают поставки, прозвучала в мае прошлого года. Специализированные металлургические издания тогда вскользь сообщили: украинские трубники отгрузили потребителям 190 тыс. тонн труб, что ниже уровня прошлого года на целых 15%... >>
  • //  22.02.2006
В Казахстане в самое ближайшее время будет создано совместное казахстано-российское предприятие по железнодорожной технике... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика