N°27
16 февраля 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.02.2006
Время, ровней!
Галерея «Ковчег» исследует связи художников и прессы

версия для печати
Кураторы галереи «Ковчег» Юрий Петухов, Сергей Сафонов и Игорь Чувилин навострились придумывать не только оригинальные сборные выставки, на которые работы отечественных авторов всего минувшего столетия собираются по тематическому признаку вроде изображений еды, курения, курортного отдыха или партийно-профсоюзных собраний, но и придумывать остроумные названия к своим «энциклопедическим» экспозициям. Эти заголовки иронически двусмысленны и даже полемичны. Так, гастрономическо-гедонистическое «Память нёба» отсылало к модному проекту «Память тела», посвященного сугубо аскетичному белью советской эпохи. А табачное бодрое «Сто лет с огоньком» пародировало рекламный слоган некогда популярного журнала, медленно затухавшего в постперестроечные времена.

Нынешняя же выставка, зафиксировавшая связи газеты и изобразительного искусства XX века, полисемантично именуется «Желтые страницы». Тут, с одной стороны, традиционное презрение художников -- заложников вечности к печатной однодневной «бульварщине». А с другой стороны -- честная и даже любовная фиксация цвета старых изданий, которые благодаря одному своему возрасту теперь могут тоже считаться артефактами.

Вообще между газетой и искусством сложились исключительно диалектические отношения. Пресса -- конденсат времени, которое творец норовит то остановить, то ускорить, то обогнать, но в любом случае как-то воспрепятствовать его плавному течению и не слиться с ним. Потому для художника нет большего удовольствия, чем покромсать газету, помять ее, закрасить, сделав нечитаемой, пометить личным тавром. И на выставке в «Ковчеге» есть довоенный пейзаж Льва Бруни прямо на типографском листе, портреты потаенного авангардиста 60-х Федора Семенова-Амурского с печатным текстом, проступающим сквозь лица, ностальгические коллажи концептуалиста Эдуарда Гороховского, в которых использованы архивные обрывки и клочки, и даже инсталляция Дмитрия Александровича Пригова с изображением фирменного кроваво-красного божественного ока на пачке перевязанных бечевкой газет.

Однако, вечно борясь со временем, искусство уже тем самым подтверждает его наличную неустранимость и в конечном итоге оказывается таким же летописцем-газетчиком -- ну, быть может, с чуть большим эстетическим своеволием. И самым разумным для художника в таком случае становится добровольный массмедийный плен, в который сдавались многие самые радикальные художники начала века. Знаменитые самодельные плакаты Владимира Маяковского и дореволюционные футуристические газеты, несмотря на свою хрестоматийность, в самом деле являются украшением нынешней экспозиции. А среди агитационных карикатур 1920-х годов встречаются шокирующие открытия, вроде позаимствованной в Третьяковке «Убивающий служит богу» с разгромившим избу-читальню кулаком с топором в руке и Библией в кармане. Куда там участникам злополучной выставки «Осторожно, религия!» Впрочем, сегодня роман современных художников и прессы снова переживает не лучшие времена. И рисунок интеллектуального провокатора Владимира Сальникова, трогательно копирующего разворот одиозной газеты «Завтра», кажется всего лишь жестом отчаяния от собственной невостребованности.

Может быть, проект «Ковчега» поспособствует налаживанию взаимно полезных отношений?
Федор РОМЕР
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  16.02.2006
Сто семьдесят пять лет назад родился Николай Лесков
О деле своей жизни Лесков сказал всего яснее в зачине цикла рассказов о праведниках. Здесь вознамерившийся умереть («в сорок восьмой раз») «большой русский писатель» разъясняет младшему собрату, почему он в своей пьесе всех титулованных лиц представил в неприглядном виде: «Я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу одни гадости...» >>
  • //  16.02.2006
Лирические комедии о большой любви на большом экране
Весенние праздники у нас начинаются теперь в середине февраля, со Дня всех влюбленных, продолжаются Днем защитника Отечества и заканчиваются Восьмым марта. В отличие от новогодних празднеств с их домашним, семейным характером эти столь разные по происхождению даты объединяет атмосфера здоровой сексуальности... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  16.02.2006
Сергей Хачатуров
В Мадриде открылась выставка «Русские авангарды»
Одновременно с вернисажем юбилейной ярмарки искусств ARCO в мадридском музее Тиссен-Борнемиса шла подготовка к вернисажу масштабной выставки «Русские авангарды» -- смотру основных течений, направлений российского искусства периода «великой утопии»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  16.02.2006
Галерея «Ковчег» исследует связи художников и прессы
Кураторы галереи «Ковчег» Юрий Петухов, Сергей Сафонов и Игорь Чувилин навострились придумывать не только оригинальные сборные выставки, на которые работы отечественных авторов всего минувшего столетия собираются по тематическому признаку вроде изображений еды, курения, курортного отдыха или партийно-профсоюзных собраний, но и придумывать остроумные названия к своим «энциклопедическим» экспозициям... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  16.02.2006
ИТАР-ТАСС
Второго сентября, когда отмечали его 75-летний юбилей, композитор охотно делился планами, устроил у Михайловского замка грандиозный гала-концерт «Сотворение мира продолжается», а второго февраля оказался в реанимации с тяжелейшим инсультом, от которого уже не оправился... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика