N°241
28 декабря 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 СДЕЛКИ ГОДА
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 АФИША
 ПРОГНОЗЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.12.2006
ИТАР-ТАСС
Аномалия-2006
Российский бизнес не признает своей метеозависимости

версия для печати
Декабрь уходящего года уже претендует на упоминание в истории современной России. Как самый теплый в начале нового века. Задержавшееся непомерно долго осеннее тепло и первая половина декабря, отмеченная аномалией, когда температура воздуха в столичном регионе и центральной части страны на десять градусов превышала климатическую норму, побили рекорды зим 1953-го, 1965-го и 1989-го. А продолжительность «ненормально» высокой зимней температуры воздуха заставила синоптиков «Росгидромета» сравнивать нынешние капризы погоды с температурными аномалиями 120-летней давности. Но если бы дело было только в погоде. Россия остается одной из самых метеозависимых стран планеты, где температурные колебания могут сказаться на экономике в не меньшей степени, нежели скачки доллара или биржевого индекса. Правда, осторожные российские бизнесмены и хозяйственники не спешат обнародовать данные об убытках или, напротив, сверхдоходах, ставших следствием природной аномалии. Разве что представители алкогольного рынка не стесняются вопросов о влиянии градусов за окном на объемы продаж -- в нашей стране пили много и упорно в любую погоду.

Как показал опрос, проведенный корреспондентами «Времени новостей» в последние дни уходящего года, аномально теплой зимой оказались весьма довольны разве что энергетики, сохранившие пока против ожидаемого ресурсы газа, угля и мазута. По словам пресс-секретаря департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Павла Рогачева, при повышении температуры воздуха на улице обязательно меняется и режим работы отопительных систем. «Система отопления жилых зданий автоматически регулирует температуру горячей воды в батареях. Это можно определить и дома -- при снижении или повышении температуры меняется и интенсивность нагрева теплоносителей», -- пояснил «Времени новостей» заместитель начальника отдела новой техники и энергосбережения энергетического департамента Павел Матвейчук.

Как сообщили «Времени новостей» в РАО "ЕЭС России", ожидаемое электропотребление в декабре (по оперативным данным за 24 дня при превышении температуры на 8,5 градуса от средних значений) составит 93,6 млрд кВт ч. Это лишь на полпроцента больше аналогичного показателя декабря 2005 года. В предыдущие месяцы темпы роста потребления составляли 4--7%. Выработка электростанций, принадлежащих РАО, при этом оценивается в 68,1 млрд кВт ч, что практически сопоставимо с аналогичным показателем декабря 2005 года. По мнению экспертов рынка, теплая погода позволила электростанциям в декабре сэкономить топлива примерно на 2,5--3 млрд руб. в денежном выражении.

Правда, и этот оптимизм кажется довольно сдержанным, ведь существенная часть газа -- около 70--80% -- идет на производство электроэнергии, выработка которой, по мнению энергетиков, увеличится с приходом в центральную Россию настоящих холодов. Поэтому еще не факт, что столичная энергокомпания и московские власти откажутся от планов отключения некоторых «третьестепенных» потребителей. Ведь, согласно расчетам «Мосэнерго», максимум потребления прошлого отопительного сезона -- 16 200 мегаватт, зафиксированный в 30-градусные морозы, -- будет в 2007-м преодолен и при температуре минус 15--18 градусов.

«Не думаю, что расход электроэнергии был существенно ниже обычного, -- сказал «Времени новостей» председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Московской городской думы Степан Орлов. -- Потребление электричества прежде всего зависит от длины светового дня и темного времени суток, а на этом температура воздуха не сказывается». Тем не менее депутаты не прочь сэкономить расходы бюджета по статье на ЖКХ, но подсчитать «неожиданные доходы», по словам г-на Орлова, удастся только весной, поскольку даже Гидрометцентр не рискует давать прогноз по интенсивности морозов в два оставшихся зимних месяца. «Если и удастся сэкономить, то эти средства пойдут на решение сезонных проблем будущего бюджетного и календарного года. Радоваться теплому началу зимы рано, -- считает г-н Орлов. -- Есть основания полагать, что привычное для Москвы количество снега все-таки выпадет».

Столичные коммунальщики тоже не готовы пока однозначно говорить о декабрьской экономии. Хотя, по словам пресс-секретаря департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Марины Орловой, уже очевидно, что в декабре не пришлось расходовать много противогололедных реагентов. «В целом зимний период тем и отличается от летнего, что вместо воды, которую для уборки улиц используют в теплое время года, приходится пользоваться реагентами, -- сказала она «Времени новостей». -- Но выиграли ли мы или потеряли за эти первые полтора месяца аномально теплого конца осени и начала зимы, будем подсчитывать в конце сезона».

Городские коммунальщики опасаются, как бы не пришлось весной подсчитывать не сэкономленное, а убытки от зимних аномалий. «Специалисты «Мосзеленхоза» прогнозируют, что из-за высоких температур и отсутствия снега погибнет много луковичных посадок, оставшихся без естественных теплиц из снега», -- сказала г-жа Орлова. На высадку цветников осенью 2006 года московские озеленители потратили более 15 млн руб. Кроме того, по словам представителей департамента ЖКХ, «уборочная техника переобулась в зимние шины, что в отсутствие снега создает нагрузку на дорожное полотно». На бензине тоже сэкономить коммунальщикам не удалось -- обильные осадки вкупе с теплой погодой намесили в столице грязи, так что уборочную технику пришлось использовать почти в полном объеме. 5 тыс. машин работали постоянно, а для очистки улиц ушло немало «летнего» шампуня для мытья дорожного покрытия. «Грязи было много, достаточно ее привозил и автотранспорт из пригородов на колесах вместе с продуктами распада топлива, -- рассказала Марина Орлова, -- машины со щетками работали еженощно».

Столичные предприниматели, ориентированные на продажу товаров или предоставление услуг именно в зимний сезон, в свою очередь, о сверхдоходах в такую погоду не могут и мечтать. Но и убытки пока отрицают. Например, спрос на зимнюю одежду в сети магазинов «Снежная королева» не сильно пострадал из-за длительного отсутствия морозов в столице. Как сообщили «Времени новостей», продажи шуб и дубленок идут так же, как и в прошлом году, когда зима была значительно холоднее. На продаже зимних шин для автомобилей ноябрьско-декабрьская аномалия отразилась в большей степени, но тоже не очень критично. «Пока самым напряженным по продажам был ноябрь. Можно сказать, что этот сезон прошел просто более плавно и спокойно, чем прошлый», -- заявили «Времени новостей» в магазине сети «МВО» на улице Лобачевского.

А вот большого интереса к зимним видам спорта москвичи пока не проявляют. Как рассказал нашему корреспонденту администратор магазина сети «Спортмастер» на Волгоградском проспекте, бесснежная и теплая зима этого года плохо сказалась на продаже спортивного инвентаря. Однако благодаря телешоу «Звезды на льду» и открытию в городе новых катков увлечение москвичей фигурным катанием стало повальным. Оценить в абсолютном или хотя бы процентном выражении рост продаж коньков сотрудник «Спортмастера» пока затруднился, однако отметил, что «разница с прошлым годом приличная». В то же время «спрос на сноубордистский и горнолыжный инвентарь сильно упал, а беговые лыжи практически вообще не покупались в этом году».

Пользующиеся популярностью у горнолыжников спортивные комплексы столицы и Подмосковья, хоть и открыли сезон гораздо позднее, чем в прошлом году, тоже не хотят сетовать на непредсказуемость погоды. Во всяком случае, в спорткомплексе «Кант» на Нагорной утверждают, что готовы в оставшиеся зимние месяцы наверстать упущенное в ноябре и декабре. «17 ноября у нас был пробный день, склоны начали свою работу, и на следующий день мы планировали открывать сезон», -- рассказал «Времени новостей» директор по маркетингу «Канта» Антон Виноградов. По его словам, в тот момент успешно работали и магазины, продающие зимний инвентарь. В начале декабря были некоторые трудности -- ажиотаж в магазинах спал, и запланированный 50-процентный рост объема продаж достигнут не был, он остался на прошлогоднем уровне. При этом г-н Виноградов категорически опроверг предположение о том, что спорткомплекс будет компенсировать потери повышением цен на услуги в январе--феврале. «Тарифы в сравнении с прошлым сезоном изменятся, но с задержкой сезона это никак не связано. Цены ведь вообще растут, -- объяснил он. -- Склоны подорожают процентов на 10, цены на лыжи останутся прежними». А в модном подмосковном парке «Волен» отрицают и сам факт «аномальных» потерь. «Для желающих провести время в нашем парке есть много альтернатив, -- заявила «Времени новостей» представитель московского офиса парка Елена Смагина, -- так что никаких убытков в этом сезоне мы не несем».

А по данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), теплое начало зимы не только не отразилось на продажах водки в России, но и дало небольшой плюс по сравнению с ноябрем-- декабрем 2006-го. Правда, продажи выросли всего на 1,5--2%. «Вообще-то отечественный водочный рынок зависит от погоды. В холод традиционно пьют больше, и логично было бы предположить, что нынешняя теплая зима могла снизить продажи, -- пояснил «Времени новостей» председатель правления НАА Павел Шапкин. -- Но этот год особенный. Из-за многомесячного летнего простоя отрасли, связанного с введением системы ЕГАИС, к концу года темпы производства и продаж значительно возросли. Но по итогам всего года спад -- примерно 8% -- все же будет заметен».

Дмитрий Раутбарт из торгово-промышленной группы «Кристалл» считает, что теплая зима все же заметно подорвала продажи. «Что ни говори, а мороз стимулирует употребление алкоголя», -- пояснил он свою позицию «Времени новостей». В компании же «Исток» уверены, что на продажах водки климатическая аномалия не отразилась, а вот потребление вина и шампанского в условиях мягкой зимы значительно увеличилось. «Наши потребители демонстрируют прямо-таки латинский темперамент, судя по тому, как раскупается шампанское. В ноябре--декабре его продано почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года», -- сказал «Времени новостей» советник президента компании «Исток» Сергей Алексухин.
Юлия ХОМЧЕНКО, Татьяна МАКАРОВА, Галина ПАПЕРНАЯ, Николай ГОРЕЛОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.12.2006
ИТАР-ТАСС
Российский бизнес не признает своей метеозависимости
Декабрь уходящего года уже претендует на упоминание в истории современной России. Как самый теплый в начале нового века... >>
  • //  28.12.2006
Минобразование борется с излишками экономистов и политологов
Количество бюджетных мест в российских вузах сократится в следующем году на 3,8%. Проект плановых цифр приема студентов был утвержден вчера коллегией Министерства образования и науки... >>
//  читайте тему:  Реформа образования и науки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика