N°209
14 ноября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  14.11.2006
ИНТЕРПРЕСС
Особенности национальной благотворительности
версия для печати
Только что вышедший номер "Отечественных записок" посвящен благотворительности. Даже в нашей стране, где филантропическая традиция была надолго прервана, сумма пожертвований исчисляется сегодня миллиардами долларов в год. Иными словами, благотворительность -- это целая отрасль со своими специфическими проблемами, в которой заняты тысячи людей, имеющая свою структуру, институты. История, технология, психология, законодательная база благотворительности, ее состояние в России и мире -- вот круг тем, освещаемых в журнале. Отразить это многообразие на одной газетной полосе вряд ли возможно. Но, ознакомившись с рефератами трех статей, здесь помещенных, представление о номере читатель составить сможет, а заинтересовавшись, обратится непосредственно к "Отечественным запискам".

Более половины благотворительных расходов российского бизнеса, не только корпораций, но и частных лиц, так или иначе инициировано властями различных уровней -- от мэров маленьких городов до администрации президента. В определенном смысле благотворительность дает власти и бизнесу счастливую возможность прийти к компромиссу, она становится точкой объединения их усилий во имя национальных (городских, региональных) интересов. В чем состоят эти интересы, решают, конечно, власти, а вовсе не население. А представления власти и населения совпадают, к сожалению, не всегда.

Ориентация на местную власть или на администрацию субъекта федерации как на главного заказчика благотворительной деятельности -- самая яркая особенность российской филантропии.

Но хотя наши благотворители творят добро (годовой объем пожертвований россиян, по экспертным оценкам, -- более 1,5 млрд долл.) в полном согласии с государственными и муниципальными интересами, нередко по прямому указанию или просьбе представителей власти они в отличие от своих западных коллег не получают за это ни копейки налоговых льгот, а зачастую и ни слова благодарности. Ожидать сколь бы то ни было серьезного роста благотворительного сектора (да-да, благотворительность -- большой сектор экономики, в России по обороту превосходящий, например, легкую промышленность) без встречного движения в налоговой сфере со стороны государства не приходится. Крупные компании в России и так тратят на социальные программы до 12% своей прибыли в отличие от западных коллег, которые гордятся свой социальной ответственностью, если у них аналогичные статьи бюджета составляют 1--2% от прибыли.

Ввиду скудости местных бюджетов и серьезной зависимости целых населенных пунктов от находящихся на их территории градообразующих предприятий последние просто не могут себе позволить не закупать новые рейсовые автобусы или не ремонтировать теплосеть. Хотя формально городская инфраструктура больше не стоит на балансе предприятий, прежние отношения во многом сохраняются до сего дня и поддерживаются именно за счет благотворительных расходов. Но жить такой смстеме остается недолго: выход российских компаний на западные рынки, в том числе на рынки инвестиций, приведет к прекращению бюджетозамещающих вложений в инфраструктуру под маркой благотворительности.

Так называемая «адресная помощь» -- финансирование нужд конкретных людей -- другой распространенный в России вид благотворительности. Как правило, речь идет об оплате сложной операции или лечения.

Очевидность и конкретность проблемы, желание помочь человеку в беде, спасти ребенка пока остаются самым действенным стимулом для развития частной благотворительности в России. Доказательством тому служит успешная деятельность Российского фонда помощи газеты «Коммерсант», программы спасения тяжелобольных детей «Линия жизни» или фонда «Детские сердца», которые собирают у частных лиц и компаний миллионы долларов в год на лечение детей. Объем средств, которые жертвователи передают нуждающимся без участия благотворительных фондов, оценке не поддается, но очевидно, что он исчисляется миллионами долларов в год.

Казалось бы, такой подход не должен вызывать ни вопросов, ни возражений -- что может быть благороднее, чем спасти жизнь человеку? Между тем адресная помощь -- яркая национальная особенность, на Западе подобная практика -- скорее исключение, чем правило. В США или Великобритании прямая финансовая помощь частным лицам не является основанием для налоговых льгот. Объяснение этому очевидно: лечение в критической для жизни ситуации гражданам обеспечивает государство. Именно поэтому уровень доверия западного благотворителя к просьбе о помощи частного лица будет гораздо ниже, чем, например, к обращению благотворительной организации или университета, деятельность которых прозрачна и подотчетна проверяющим органам.

Одна из проблем нашей благотворительности -- крайне узкий и консервативный набор направлений: «храм, детский дом, Большой театр», иными словами, культура, дети и образование, спорт, здравоохранение, религиозные учреждения. При этом многие фундаментальные проблемы общества: экология, права человека, социально опасные заболевания (ВИЧ-СПИД, туберкулез и т. д.), социализация бывших заключенных и бездомных -- остаются вне поля зрения и внимания российских благотворителей. И понятно почему -- на помощи бездомным или профилактике СПИДа не построишь PR, а работу в сфере прав человека и вовсе могут квалифицировать как политическую деятельность.

Но даже выбрав традиционную область, российский благотворитель, как правило, идет по наиболее консервативному и далеко не самому эффективному пути. Стремясь помочь сиротам, он будет передавать средства детскому дому, а не организации, работающей с приемными семьями или отстаивающей права выпускников детских домов. Причин тому множество -- доверие к государственной системе и неверие в частную или общественную инициативу, отсутствие знаний о лучших практиках и тенденциях развития социальной сферы, стремление получить немедленный очевидный эффект. Вот и получается, что средства вкладываются в поддержание существующей неэффективной системы, а не в ее изменение.

Нельзя не сказать и об истинно национальном механизме обращения просителя к потенциальному донору, который получил название «хотелка». Что это такое? Да просто недлинное письмо, описывающее суть просьбы и содержащее предложение перечислить средства на указанный расчетный счет. Чтение и разбор «хотелок» -- кошмар PR-служб корпораций и личных секретарей богатых людей, так как критериев для отбора таких просьб нет и быть не может. Воистину, ненависть к «хотелкам» -- движущая сила стратегической благотворительности в России, поскольку заставляет потенциальных российских доноров задумываться о поддержке программ и проектов, разработке благотворительной политики, создании частных фондов и прочих перспективных стратегиях.
Мария ЧЕРТОК


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  14.11.2006
ИНТЕРПРЕСС
Только что вышедший номер "Отечественных записок" посвящен благотворительности. Даже в нашей стране, где филантропическая традиция была надолго прервана, сумма пожертвований исчисляется сегодня миллиардами долларов в год... >>
  • //  14.11.2006
ИТАР-ТАСС
Глобальная террористическая сеть, ядром которой является «Аль-Каида», охватывает не менее полутысячи группировок... >>
//  читайте тему:  Международный терроризм
  • //  14.11.2006
До недавнего времени маркетологи в своей работе ориентировались преимущественно на, если можно так выразиться, низкие мотивации потребителя: стремление экономить время и деньги, угнаться за модой, обратить на себя внимание, выделиться и т.п... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика