N°205
08 ноября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.11.2006
Первый российский триллион
МВФ считает, что потенциал экономического роста подходит к концу

версия для печати
Ежегодный доклад Международного валютного фонда о состоянии российской экономики не принес сенсаций. По сложившейся в последние годы традиции МВФ отмечает высокие темпы роста и напоминает о необходимости провести структурные реформы. Фонд пока опубликовал лишь часть доклада (его основные выводы и отчет о том, как шло обсуждение на заседании совета директоров). Полная версия, содержащая большой массив статистических данных, будет доступна в ближайшее время.

Впечатляют ожидания роста показателей российской экономики в 2007 году. По оценке МВФ, ВВП страны в долларовом исчислении к концу следующего года перевалит за отметку 1 трлн долл., а золотовалютные резервы прибавят еще 100 млрд долл. к нынешнему объему. Но, пожалуй, наиболее важный вывод доклада -- производственный потенциал российского экономического роста близок к исчерпанию. Устойчивый рост на уровне 6--7% ВВП в последние шесть лет сопровождался относительно низкими темпами роста инвестиций (они достигают сейчас 18% ВВП). На этом фоне, отмечается в докладе, загрузка имеющихся производственных мощностей близка к предельной. Яркий пример -- нефтяной сектор (основной источник роста), где после ежегодного прироста добычи на уровне 10% темпы резко упали и составляют сейчас порядка 2--3% в год. Без качественного роста инвестиций замедлится и экономический рост. А как отмечали члены совета директоров МВФ при обсуждении доклада, для улучшения инвестиционного климата нужно сделать еще немало -- нужны не только реформы, непосредственно влияющие на бизнес-климат (судебная, административная, реформа естественных монополий), но и преобразования в сфере ЖКХ, здравоохранении, образовании.

Реализация приоритетных национальных проектов, которыми поглощено правительство, похоже, не очень воодушевила МВФ. На уровне обсуждений высказывалось мнение, что все эти проекты свелись к трате денег и повышению зарплат. Разумеется, с точки зрения макроэкономики нацпроекты -- тактические меры, чье влияние на экономический рост трудно спрогнозировать. Хотя у них, помимо социального, есть и другие положительные стороны. «Конечно, нацпроекты -- это точно не структурные реформы. Это расходные программы, программы потребления нефтяных доходов, -- сказал «Времени новостей» исполнительный директор департамента экономических исследований банка Goldman Sachs Рори Макфаркар. -- Понятно, властям пришлось придумать механизмы, чтобы не все эти деньги были растрачены, но это не реформы. Структурные реформы -- это изменения экономических институтов, которые улучшат эффективность экономики. Нацпроекты действительно могут увеличить рост в следующем году, но вряд ли существенно поднимут потенциал экономики, и, кроме того, возможно, будут питать инфляцию».

Главный экономист банка Deutsche UFG Ярослав Лисоволик напоминает, что Минэкономразвития оценивает позитивный эффект для экономического роста от реализации национальных проектов на уровне 0,12--0,16 процентных пунктов ВВП в 2007 году и 0,17--0,26 в 2008--2009 годах. «Нацпроекты -- тоже реформы, причем в такой ключевой для России области, как социальная сфера», -- считает он. Но, добавляет г-н Лисоволик, «думается, МВФ делает упор на необходимости реформ в корпоративном секторе, а также в банковской сфере».

Власти, считает эксперт, могут пойти по пути, о котором говорит МВФ. «Общий импульс экономических реформ, возможно, будет переориентироваться на стимулирование инвестиций, -- предполагает Ярослав Лисоволик. -- В то же время есть необходимость несколько ускорить ход реформ в области электроэнергетики (это основная преграда на пути к стимулированию экономического роста), а также в банковском секторе. Однако, вероятно, это будет достаточно трудно перед выборами 2007--2008 годов». При этом под энергетической реформой эксперт в первую очередь подразумевает реорганизацию РАО «ЕЭС» и увеличение доли рынка, на котором происходит нерегулируемое государством формирование цены на электроэнергию.

Совет директоров МВФ, как отмечается в опубликованном документе, выразил удовлетворение политикой России по аккумуляции доходов от продажи нефти, что позволило предотвратить перегрев экономики, и призвал власти не ослаблять политику в этой сфере. Однако характерно, что среди стандартного набора статистических данных в этом году появилась новая строчка -- nonoil balance, то есть показатель бюджетной сбалансированности без учета поступлений от экспорта нефти.

Условность этого индикатора понятна -- вряд ли кто-то отважится предполагать мгновенное исчезновение нефти из российских недр. Но как «дистиллированный» показатель бюджетной политики этот индикатор довольно важен, и не зря министр финансов Алексей Кудрин уже несколько месяцев говорит о необходимости «ненефтяного» бюджета.

По подсчетам МВФ, дефицит «ненефтяного» баланса угрожающе растет начиная с 2004 года, и прогноз на следующий год уже составляет 8,3% ВВП. «Увеличение ненефтяного дефицита -- это более адекватный показатель общего вектора фискальной политики по сравнению с сопоставлением роста расходов от одного периода к другому, -- считает Ярослав Лисоволик. -- Общая динамика свидетельствует о том, что, несмотря на все поистине героические старания Минфина, ослабление бюджетной политики в 2005--2006 годах происходит и, возможно, еще больше усилится начиная с 2007 года. Отсюда необходимость в дополнительных бюджетных правилах (budget rules), которые призваны ограничить зависимость бюджета от внешней конъюнктуры -- в частности, предложения Минфина по составлению ненефтяного бюджета, по ограничению уровня бюджетного дефицита в случае существенного снижения цен на нефть следует признать правомерными».

Впрочем, пока поле для маневра в бюджетной политике у правительства имеется. По данным «Времени новостей», расчеты МВФ свидетельствуют, что бюджет 2007 года (нормальный, с учетом поступлений от экспорта энергоносителей) будет сбалансирован при цене на нефть 40 долл. за баррель.

=======================================================

Российская экономика: некоторые макроэкономические показатели
Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 (проект) 2007 (прогноз)
ВВП, % 4,7 7,3 7,2 6,4 6,5 6,5
Инфляция на конец года, % 15,1 12,0 11,7 10,9 9,3 8,0
Ненефтяной баланс, % ВВП -5,2 -4,6 -4,3 -5,9 -7,4 -8,3
Профицит бюджета, % 1,3 1,7 4,3 7,5 6,9 4,0
Золотовалютные резервы, млрд долл. 47,8 76,9 124,5 182,2 273,6 377,2
Номинальный ВВП, млрд руб. 10 831 13 243 16 966 21 598 26 297 30 101
Номинальный ВВП, млрд долл. 345 431 589 763 966 1,132
Валютный курс, руб./долл. 31,3 30,7 28,8 28,3 27,2 26,6
Мировая цена на нефть, долл./баррель 25,0 28,9 37,8 53,4 64,4 63,3


Источник: МВФ
Андрей ДЕНИСОВ


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  08.11.2006
AP
Сенатор от Чечни предложил Рамзану Кадырову пост президента
Пока президент Чечни Алу Алханов встречался в Грозном с семьями погибших сотрудников республиканской милиции, в Москве прошел «круглый стол», участники которого фактически в один голос предложили ему уступить свое место нынешнему чеченскому премьеру Рамзану Кадырову... >>
  • //  08.11.2006
Назван новый руководитель комитета Госдумы по экономической политике
Пост руководителя ключевого комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, освободившийся после ухода Валерия Драганова на работу в компанию РУСАЛ, займет другой единоросс Евгений Федоров, ныне -- заместитель председателя бюджетного комитета и член комиссии по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности... >>
  • //  08.11.2006
МВФ считает, что потенциал экономического роста подходит к концу
Ежегодный доклад Международного валютного фонда о состоянии российской экономики не принес сенсаций. По сложившейся в последние годы традиции МВФ отмечает высокие темпы роста и напоминает о необходимости провести структурные реформы... >>
  • //  08.11.2006
Российские производители оружия о конкуренции на азиатских рынках
На 6-м международном авиакосмическом салоне Airshow China-2006 в китайском городе Чжухай российская экспозиция была самой крупной после экспозиции хозяев. На стендах наших крупнейших авиастроительных компаний и производителей авиационного оборудования одна делегация сменяет другую... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика