N°203
03 ноября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  03.11.2006
Борис Долматовский
Юрий Григорян: Уверен, что мой зритель никуда не денется
версия для печати
Сегодня, 3 ноября, в Музее современного искусства на Петровке открывается персональная выставка заслуженного художника России Юрия Григоряна. Художник родился шестьдесят лет назад в нагорно-карабахской деревне. С 18 лет Григорян живет в Москве, но не изменяет своей живописной теме: Армения -- ее природа, люди, свет и цвет. Имея мастерскую на Пречистенке, Григорян так и не вдохновился московскими двориками и растворенным в крови москвичей «арбатством». С невероятным, непостижимым упорством и усердием он составляет на холстах архив впечатлений об Армении. Средствами живописи мастер ведет неспешный диалог с ее жителями...

Для многих критиков позиция художника очень уязвима. Он убежденный анахронист. А сегодняшняя мысль об искусстве критерием качества считает соответствие новым интеллектуальным и идеологическим стратегиям. И привычная техника «х.м.» («холст, масло») зашоренными в поисках актуальности критиками в лучшем случае оцениваются в свете тотальной иронии (потому привечаются работы Дубосарского--Виноградова), в худшем клеймятся словом «салон» или презрительным восклицанием «хм... хм...»

По отношению к Юрию Григоряну определение «салон» звучит как оскорбление. Надо знать то самоистязание, с которым он пробивается к истине живописного образа, к совершенству пластическому, колористическому, композиционному. Как подлинного поэта мучают рифма и слово, Григоряна могут месяцами и даже годами изводить холсты и краски. Может очень не повезти холсту, если он сразу не был приобретен в коллекцию или музей. Художник позволяет себе спорные работы переписывать наново по прошествии шести--десяти лет. И причина ведома только ему. Желание понравиться всем и «сделать красиво» по просьбе любителей изящного отсутствует совершенно. Как, впрочем, и амбиции вписать себя в актуальный художественный процесс. Григорян -- просто Художник (с большой, правда, буквы). Накануне выставки с Юрием ГРИГОРЯНОМ встретился обозреватель «Времени новостей» Сергей ХАЧАТУРОВ.

-- Ваши собеседники из мира классического искусства?

-- Не буду оригинален -- Рембрандт, его колористика. В музеях мира ищу те впечатления, что по силе воздействия могут с Рембрандтом сравниться. Иногда ловлю себя на мысли, что у старых мастеров может быть явлена такая работа с краской, поверхностью картины, что просто теряешь дар речи -- настолько все выглядит современно. А если говорить о школе, то, наверное, больше всего на мой стиль повлиял знаменитый армянский художник Минас Аветисян.

-- Пиетет к великой пластической традиции, конечно, достоин восхищения. Однако не кажется ли вам, что, говоря языком традиционного искусства, вы рискуете не найти понимания. Так сказать, выпасть из современного художественного процесса?

-- У меня нет амбиций вписаться в процесс так называемого актуального искусства. Пусть себе идет стороной... Уверен, что мой зритель, ценящий константы выразительных средств художественного языка, как то: краска, фактура, лессировка, колорит, образ, наконец, -- никуда не денется. Другое дело, что диалог поколений не бесконфликтен. И он сегодня драматизируется не в последнюю очередь из-за ущербной системы образования -- как в России, так и на Западе. На Западе во многих учебных институциях отсутствует школа изобразительного языка. Там учат проектировать инсталляции, разыгрывать перформансы. У нас же азам рисования учат, но все хуже и хуже. А думать не учат вообще. Потому-то, по-моему, очень популярен сейчас у нового поколения российских художников эрзац живописной техники -- симуляция наподобие плохо срисованной с фотографии афиши или поздравительной открытки. Эта халтура выдает себя за концептуальную иронию. Но вообще-то и с иронических позиций такое искусство беспомощно.

-- В принципе фотография становится главным кодом современного визуального образа. В том числе и в традиционном станковом жанре. Вы считаете этот процесс негативным?

-- Не знаю. Отвечу одно. Я никогда с новыми технологиями изображения не работал. Мне это не нужно. На шестидесятилетие моя супруга Ирина подарила мне ноутбук. А я им пользоваться до сих пор не умею. Так вышло... Правда, осваивать мультимедиа мне тоже приходится. В Интернете у меня есть сайт www.yurigrigoryan.com <http://www.yurigrigoryan.com>. Так что милости просим -- заходите!
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  03.11.2006
Борис Долматовский
Сегодня, 3 ноября, в Музее современного искусства на Петровке открывается персональная выставка заслуженного художника России Юрия Григоряна. Художник родился шестьдесят лет назад в нагорно-карабахской деревне... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  03.11.2006
В Киеве оценили румынское кино и российскую «Эйфорию»
В столице Украины прошел 36-й международный кинофестиваль «Молодость». Свое совершеннолетие киевская «Молодость» справляла еще будучи советской подданной и без ущерба для национальной самобытности изъясняясь на русском языке... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  03.11.2006
О двухтомнике Ирины Роднянской
Двухтомник Ирины Роднянской «Движение литературы» (М., «Языки славянских культур») отделен от ее предыдущей книги «Литературное семилетие» одиннадцатью годами... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  03.11.2006
МХТ начинает телефестиваль и принимает гастролеров
«У нас есть чем удивлять», -- сообщил Олег Табаков на вчерашней пресс-конференции, посвященной телефестивалю спектаклей Художественного театра... >>
//  читайте тему:  Театр
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика