N°202
02 ноября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.11.2006
ИТАР-ТАСС
Время считать доли
версия для печати
Клуб телевизионных журналистов продолжает публикацию своих ежемесячных рейтингов. Подводя итоги октября, тележурналисты отмечали стабильность и последовательность процесса: российские телевизионные каналы верны выбранному пути на развлекательность, послушны власти в области информационной политики, работают на создание ее правильного имиджа и как могут зарабатывают деньги, то есть гоняются за рейтингом. Телевидение нашло свое место в обществе, и теперь занимается собственной капитализацией, работая на целевые аудитории. Если и создается новый канал, то транслирует он, например, исключительно русскую попсовую музыку. Владельцы акций электронных СМИ уже давно осознали, что свободно и с прибылью они могут работать исключительно в развлекательном секторе. Теперь идет конкуренция в этой области -- кто развлечет публику более богато, разнообразно и изобретательно. В этой связи на долю критиков остается лишь обсуждение деталей -- чье шоу технически совершеннее, где пролегают границы приличия и чьи программы сделаны качественнее. Телевизионщики же мнением критики интересуются все меньше, а рейтингами -- все больше. Но не критическими, а зрительскими.

Поднадоели звезды, занимающиеся не своим делом

Ирина ПЕТРОВСКАЯ, «Известия»

Позитив. «Растущий смысл, или Приключения классики на русской сцене» -- авторский цикл Анатолия Смелянского («Культура»); «Исторические хроники» Николая Сванидзе («Россия»), тоже наполненные «растущим смыслом»; концерт Дмитрия Хворостовского и Рене Флеминг («Россия»); сериал «Остаться в живых» («Первый») -- рядом с ним большинство российских сериалов кажутся примитивными и доморощенными; «Танцы на льду» и «Звезды на льду» («Россия» и «Первый») -- качественное развлечение; программы, посвященные юбилею Галины Вишневской, особенно «Портреты эпохи» («Россия»); документальный фильм Владислава Виноградова «Арбатский романс», посвященный Булату Окуджаве («Культура»), -- сам по себе замечательный, фильм прозвучал особенно ярко на фоне антигрузинской истерии, устроенной главными телеканалами страны.

Негатив. Безобразная антигрузинская истерия, апофеозом которой стал специальный выпуск программы «Чистосердечное признание» (НТВ): авторы попытались доказать, что весь криминал в России -- грузинского происхождения; документальный фильм «Смерть Сталина. Последний свидетель» («ТВ Центр»), смысл которого можно передать словами старой советской песни: «Сталин -- наша слава боевая, Сталин -- нашей юности полет»; «К барьеру», где разводили олигарха Абрамовича, подсчитывая, сколько имущества достанется его жене и детям (НТВ); шоу «Две звезды» («Первый»), где, напротив, в качестве ведущих сошлись разведенные супруги Лолита Милявская и Саша Цекало, что стало главным содержанием шоу, затмив сам песенный конкурс. К тому же звезды, занимающиеся не своим делом, уже несколько поднадоели; «Вечер с Максимом Галкиным» («Первый») -- те же звезды, призванные острить: получается довольно убого, даже великолепный Галкин не спасает положения.

Персона месяца. Анна Политковская, заставившая все каналы, прежде ее не замечавшие, говорить о ней как о бесстрашном оппозиционном журналисте и правозащитнике, что очевидно противоречило заявлению президента России насчет крайне незначительного влияния Политковской на политическую жизнь страны.

Большой выбор зрелищ на любой вкус

Елизавета ТРЕНЕВА, «Российская газета»

Позитив. Не верю в искренность тех, кто высокомерно заявляет: у нас по телевидению совершенно нечего смотреть! Наверняка этот человек не так уж и редко включает свой «ящик» и путешествует по разным каналам, перескакивая с кнопки на кнопку. Пока не наткнется на такую программу, которая заставит его отвлечься от «запрограммированного» скепсиса и смотреть на экран. Ведь, чего греха таить, расстарались наши телеканалы для всех категорий телезрителей. Просто какое-то «чего изволите?» получается. Хочешь -- звезды перед тобой на льду спляшут, хочешь -- на паркет перейдут. Хочешь -- Максима Галкина будешь видеть почти целый вечер напролет, а «Первый канал» к нему еще Пьера Ришара в придачу добавит и Борисом Моисеевым программу увенчает. Да и «Кривое зеркало» во всю буйствует на канале «Россия». Но уж если и такие рейтинговые передачи не являются событием для капризного зрителя, то... и тогда остается большой выбор зрелищ на любой вкус.

К счастью, не только развлекательные, лицензионные проекты и бесконечные сериалы выдают в эфир основные телеканалы.

В октябре было показано немало разных по темам, но глубоких и актуальных документальных проектов: расследования А. Мамонтова, А. Хабарова и других авторов цикла «Специальный корреспондент», фильмы «Дедовщина в школе», «Покорение Москвы» («Первый канал»), публицистические исследования Кирилла Набутова «Один день. Новая версия», передачи «Чистосердечное признание», «Профессия -- репортер» (НТВ).

Все каналы отметили юбилей выдающейся певицы Галины Вишневской, а ее «Личная жизнь» («Первый канал») -- это истинный «Портрет эпохи» (Россия») и откровенная исповедь женщины по имени «Галина» («Культура»).

Новая серия «Исторических хроник с Николаем Сванидзе» показала трагедию людей, поверивших, что на родине, победившей в страшной войне, теперь можно жить и свободно творить. Четырехсерийный документальный фильм «Рузвельт» («Россия») -- редкая по силе воздействия история человеческого мужества, впечатляющая еще и тем, что ее герой был президентом мощной державы.

Пятый по счету большой и долгий разговор Владимира Путина с россиянами во время прямой линии.

Негатив. Трагическая гибель Анны Политковской, которая стала страшным потрясением для зрителей -- убили женщину и мать, цинично забыв любые заповеди. Все каналы отдали долг памяти этой журналистке. Но нагнетания массового истерического проявления горя, как это было после смерти Влада Листьева, коллегам Анны удалось избежать. Как показало время, поискам убийц это не способствует. Очень достойно и с настоящей душевной болью об этом сказал Алексей Пиманов в программе «Человек и закон» («Первый канал»).

Крайне неудачный, хотя и обновленный хит-парад с участием Андрея Малахова, так и не сумевшего перетащить этот проект в «Высшую лигу» («Первый канал»).

Однообразный в своей сварливости и занудности конферанс Лолиты и Александра Цекало (программа «Две звезды» на «Первом канале»). Звездам, которые выходят танцевать или скользить по льду, можно простить милую неуклюжесть и ошибки. Но петь «мимо нот» да еще в сопровождении будто оглохших в этот момент вокалистов-профессионалов -- дело совсем непочтенное.

Персона месяца. Анна Политковская.

По-прежнему действует принцип «пипл схавает все»

Сергей ВАРШАВЧИК, «Национальный банковский журнал»

Позитив. Документальный фильм «Юлиан Семенов. Информация к размышлению» («Россия»); «Неделя с Марианной Максимовской» об Анне Политковской (РЕН ТВ); блестящий дуэт Марата Башарова и Татьяны Навки из «Звезд на льду» («Первый канал»); «Гений места» с Петром Вайлем о Федерико Феллини, Риме и Римини «Культура»); документальный фильм Леонида Млечина из цикла «Враг у ворот. Москва 41-го» («ТВ-Центр»); выпуск «К барьеру!», в котором сошлись адвокат Павел Астахов и феминистка Мария Арбатова, обсуждающие матримониальные дела олигарха Абрамовича (НТВ); «Бег» Алова и Наумова («Культура») с блистательными Дворжецким и Ульяновым; замечательное выступление Дмитрия Медведева в программе «Воскресный вечер» (НТВ), где он поведал о теплой дружбе с другим преемником -- Сергеем Ивановым, с коим он даже вместе ходит на выступления старых западных рок-групп.

Негатив. Главную тему месяца -- гибель Анны Политковской, убийство которой президентом страны было названо более вредительским, чем ее статьи, -- телеканалы освещали крайне скупо, уделив обстоятельствам ее смерти (а затем прощанию с ней) по несколько минут в новостях и информационных программах, за исключением Владимира Соловьева с его программой «К барьеру!» (НТВ), посвятившего Анне отдельный выпуск. Срежиссированная на 100% прямая линия Владимира Путина с населением, подавляющее большинство вопросов которой, пройдя жесткий отбор, оказались совершенно безобидными для власти. В итоге по-прежнему действует принцип «пипл схавает все». Любопытно, кстати, что в дуэлях Владимира Мединского и Никиты Белых, а также Маши Арбатовой и Павла Стахова самым интересным персонажем неизменно оказывался сам ведущий. «Вечер с Максимом Галкиным» («Первый канал») по уровню пошлятины скатывается к «Аншлагу» и «Кривому зеркалу». Документальный фильм "Сережа Парамонов. Советский Робертино Лоретти" ("Россия") продолжил модную нынче на ТВ традицию рассказов о трагической смерти очередного известного человека.

Персона месяца. Анна Политковская.

Виновата жизнь, а не телевидение

Александр МЕЛЬМАН, «Московский комсомолец»

Позитив. 1. Телевидение выходного дня на главных каналах выглядит ярким и красочным шоу. Зрители получают праздник на дому. Все эти танцы со звездами, на льду, на паркете, "Две звезды" -- очень качественные.

Единственно когда такое зрелище невозможно смотреть -- это во время страшных катаклизмов и ужасов, то и дело надвигающихся на нашу страну. Но в этом виновата жизнь, а не телевидение.

2. Ток-шоу "Кандидат" с Потаниным. Интересно сравнить интриги, амбиции и речь образованных молодых людей и тех, кто участвует в "Доме-2", ведь более умные и цивилизованные умеют скрывать свой характер, но "бьют" больнее.

3. Документалистика и "документалка" на «Первом» и "России" -- средний уровень высок и ниже определенной этической планки не опускался. Лучшим, по-моему, был фильм о Михаиле Тале, где время, личность, личная жизнь и драма сплелись в единый клубок, дополняли и оттеняли различные смыслы.

4."Слава Богу, ты пришел" на СТС -- отличная, легкая актерская импровизация.

5. Опять же документальная линейка, но уже на "Домашнем".

6. Очередной цикл Анатолия Смелянского о театре ("Культура"). По преображенным лицам автора и участвующих в фильме режиссеров видно, что театр -- это религия для России.

В "Школе злословия" (НТВ) священник Михаил Ардов говорил о своем понимании религии. Ратовал за смертную казнь, объявил Пушкина аморальным и попенял патриарху за то, что тот оплакивал смерть зверски убитых в Ираке работников нашего посольства. Если такое говорит служитель Бога, то в чем же смысл жизни?

7. "Сто вопросов к взрослому" (ТВЦ). Герои раскрываются самым неожиданным образом. Найдена отличная форма раскрытия внутреннего мира людей.

Негатив. "Сто вопросов к взрослому" с Ириной Хакамадой. Ирина Муцуовна держалась великолепно, явила собой женщину сильную, современную и обаятельную. Да, спрашивать человека можно обо всем, надо только знать, где, как, когда и при каких обстоятельствах. Но зачем юноша с открытым взором спрашивал ее о самом больном и сокровенном, о том, о чем публично не говорят? Неужели взрослые вложили такие вопросы в уста этого парня лишь только потому, что Хакамада -- оппозиционер?

Живыми выглядели лишь оговорки президента

Юлия ЛАРИНА, «Огонек»

В октябре зрителям показали три грандиозных шоу: «Танцы на льду», «Звезды на льду» и «Путин на проводе». Последнее, впрочем, называлось, кажется, как-то иначе. На телеканалах давно поняли: чтобы программа набрала рейтинги, во-первых, это должно быть шоу -- масштабное, затратное, с привлечением большого количества людей. Во-вторых, в нем должно быть два ведущих (мужчина и женщина), которые хорошо выучили заранее написанный текст, но делают вид, что это импровизация. Но главное -- в нем должны быть звезды. Владимир Путин -- несомненная звезда. Он из «фабрики звезд» под названием Кремль (сейчас конкурсант этой фабрики -- не сходящий с экранов Дмитрий Медведев). Проект «Прямая линия» -- общение народа с президентом -- по идее очень хороший и полезный. Но его превратили в срежиссированное до мелочей телевизионное шоу, в котором живыми и естественными выглядели лишь оговорки президента.

Безоговорочно можно выделить несколько очень удачных телевизионных проектов, в частности трогательный и искренний сериал «Кадетство» (СТС), очень человечную программу «Доктор Курпатов» («Первый канал»), достойное бизнес-реалити-шоу «Кандидат» с Владимиром Потаниным (ТНТ).

Персона месяца. Игорь Прокопенко. Его документальный фильм «Анна. Убить журналиста» (РЕН ТВ) об Анне Политковской надо оценивать в сегодняшних условиях не как телевизионное произведение (хотя картина сделана качественно и очень быстро), а как гражданский поступок.

Рекламный ролик в стилистике жития

Анна КАЧКАЕВА, «Радио Свобода»

Позитив. Николай Сванидзе публицистически яростно предъявляет ужас и подлость прошлого, и все точнее перекидывает мостик к настоящему (практически безупречные серии «Исторических хроник» про Абакумова и Вертинского, «Россия»).

«Анна. Убить журналиста» (РЕН ТВ). Об Анне Политковской рассказывали ее коллеги, а главное, героини ее публикаций -- матери и жены погибших, пропавших, пострадавших. Оставшихся на Дубровке, в Чечне, просто на московской улице. Их жизнь была прервана или искалечена из-за произвола или кем-то неисполненного долга. Одной из женщин статья о погибшем сыне не дала покончить с собой, другой давала силы бороться. Надо полагать, что те зрители, которые статей Аниных не читали и много чего наслушались после ее гибели, наконец поняли, кем была она для тех, о ком писала. Как умела брать на себя страдания других и почему к ней шли, когда идти было больше некуда. Игорь Прокопенко -- спасибо ему -- сумел найти нужные слова.

«Неделя» (РЕН ТВ) -- пример внятной и не сервильной журналистики.

Оба ледовых шоу («Первый», «Россия») были хороши -- каждое по-своему. И уникальности все-таки добились -- наверняка ни в одном из подобных телевизионных шоу в мире одновременно не выступало столько абсолютных чемпионов и призеров Олимпиад.

Негатив. Первая октябрьская неделя антигрузинской истерии на государственных каналах сопровождалась глумливо -- клеймящей интонацией, которую в один день схлопнули, словно по свистку. И интонация стала сдержанно-недоуменной. Переключение случилось буквально на глазах.

Еще одна беда -- тюремно-криминальный канал НТВ, планомерно и целостно воплощающий философию экстремальной жизни, похожей на зону. Как бы такая программная политика не превратила резервацию еще оставшихся на НТВ здравомыслящих журналистов в изгоев, которые скоро начнут стыдиться своей нормальности.

Вагонные мучения создателей «Мифов о России» («ТВ-Центр») так и не увенчались рождением железнодорожной саги: банально, плоско, по картинке -- скучно.

Внезапная премьера цикла «Две звезды» («Первый») обескуражила. Вертлявая Лолита, пошлый конферанс, фальшивое пение нескольких безголосых «знаменитостей» -- слишком ничтожный материал, чтобы его так интригующе представляли в анонсах. Милая «няня» Заворотнюк превратилась в межканальное переходящее знамя. Жаль.

Наконец, о самом главном герое телевизионного олимпа. Его ритуальная прямая линия не в счет. Декоративность происходящего гораздо ярче проявилась в другом жанре. Октябрь. Дрезден. Набережная. Утро. Одинокий прохожий. Кофе за столиком с газетой. Пастор, конечно, случайно встречает раннего гостя на ступеньках церкви. Трогательные детишки. Ностальгическая прогулка бывшего разведчика как бы была подсмотрена камерами сразу трех основных каналов. Репортажи были осенены светлыми воспоминаниями немецких граждан о советских товарищах. Исполнены с придыханием. В стилистике жития. Между прочим, готовый ролик для уходящего морального авторитета.

Сохраняя, приумножить бы...

Сергей ФОМИН, журнал «Телефорум»

Позитив. Новый телесезон в лучшей своей части не стремится потрясти зрителя доселе невиданным, а радует развитием удачно найденного.

В программе «Шнур вокруг света» (НТВ) образ питерского «пофигиста», все, что бы и где бы ни увидевшего, сравнивающего со своим родным городом, явно опирается на лучшее в «Непутевых заметках» («Первый») и «Путешествии натуралиста», когда-то шедших на «Первом», а теперь повторяемых на «Культуре». «Авиаторы» (НТВ) -- продолжение того, что начал в «Крыльях» на «Первом» Андрей Разбаш. К традиционной в лучшем смысле этого слова отечественной документальной биографической дилогии о Франклине Рузвельте («Россия») примыкает мини-сериал ВВС об Эйнштейне («Домашний»), который именно Рузвельту написал свое историческое письмо об опасности ядерного оружия. Показ классики мирового документального кино («Культура») -- естественное приложение к «Документальной камере» Андрея Шемякина. «Растущий смысл, или Приключения классики на русской сцене» Анатолия Смелянского («Культура») о театре 1960--1990-х -- закономерное развитие циклов об истории МХАТа и жизни Михаила Булгакова. «У истории на кухне» («Культура») -- ну разве не интересно было узнать, что первая кулинарная книга была написана в ХVI веке в Италии, и она, переиздаваясь двести лет, была единственно верным учением в этой жизненно важной сфере человеческой деятельности? А предварял этот цикл в прошлом сезоне другой -- «Поесть как короли». Многосерийная «Битва за Москву» Леонида Млечина («ТВ-Центр») создана в стиле максимально подробного на сегодняшний день телевизионного рассказа о второй мировой войне Виктора Правдюка, показанного в прошлом сезоне на этом же канале.

Негатив. Исчезновение из эфира «ТВ-Центра» программы «Очевидное--невероятное» -- и именно как пресечение многолетней традиции нашего познавательного ТВ.

Персона месяца. Дмитрий Гаев, начальник московского метро («Школа злословия», НТВ), с которым ведущие бились-бились, да только сами разбились, потому что метро в мегаполисе -- это насущная необходимость, каким бы оно ни было. И искать здесь поводы для злословия -- все равно что критиковать солнце за то, что оно бывает закрыто облаками.

Российский зритель умеет делать выводы по умолчанию

Елена ЛАНКИНА, «Московские новости»

Программа месяца. Цикл Анатолия Смелянского «Растущий смысл, или Приключения классики на русской сцене» на канале «Культура». Наши каналы не особенно озадачены поиском смысла -- и в собственной деятельности, и в окружающей действительности. Тем ценнее программы, дающие повод для переосмысления сегодняшней жизни и делающие это в живой и высокоинтеллектуальной форме. На протяжении 12 программ о приключениях классики на отечественной сцене с автором беседовали классики современного российского театра -- Петр Фоменко, Юрий Любимов, Лев Додин, Сергей Юрский, Олег Табаков и другие. Беседы шли на равных, что делало их особенно интересными. Смелянский и сам классик -- русской театральной критики, и говорит он так не по-нынешнему хорошо, что эту программу впору рекомендовать в качестве учебного пособия для молодых тележурналистов.

Событие месяца. Возвращение на родину телевизионного фильма «Тихий Дон», снятого пятнадцать лет назад Сергеем Бондарчуком и завершенного его сыном Федором. Официальная презентация этой легенды российского кино состоялась в самом конце октября, премьеру на «Первом канале» обещают 7 ноября. Какой бы ни была реакция зрителей и критиков (подозреваю, что она будет неоднозначной), это, безусловно, событие.

Персона месяца. Персоной месяца -- не только телевизионного, но и вообще октября 2006-го -- стала Анна Политковская. Попытка некоторых каналов замолчать ее убийство или сдвинуть его на периферию новостных форматов только подчеркнула профессиональный и человеческий масштаб этой женщины. Российский зритель умеет делать выводы по умолчанию. Отдельного упоминания достоин канал РЕН ТВ, показавший фильм «Громкое дело: Анна. Убить журналиста». Спасибо авторам -- Оксане Барковской и Игорю Прокопенко.


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  02.11.2006
ИТАР-ТАСС
Клуб телевизионных журналистов продолжает публикацию своих ежемесячных рейтингов. Подводя итоги октября, тележурналисты отмечали стабильность и последовательность процесса... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама