N°184 09 октября 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
«Тишина» столетней выдержки «Гамлет» на сцене Театра Российской армии
«Гамлета» в Театре Российской армии поставили к юбилею Шостаковича. По замыслу сочинившего спектакль Бориса Морозова, музыка (взятая из знаменитого фильма Козинцева) должна была стать равнозначным участником спектакля. Поэтому впервые за много лет в театре открыли оркестровую яму и посадили туда музыкантов. Правда, только на премьерную серию -- в дальнейшем спектакль будет идти под фонограмму.
Вряд ли это сильно ему повредит. Несмотря на то что некоторые монологи идут одновременно со звучанием оркестра, слова не взаимодействуют с музыкой -- они иллюстрируются ею. По принципу «вот здесь будет более лирично -- здесь будем нагнетать мрак». Принципиальное решение только одно: дуэль лишена слов, смерти Лаэрта, Гамлета, королевы и короля идут только под оркестр, превращаясь в несколько суетливую пантомиму с раскладыванием покойников по сцене. То есть «тишина» Гамлету организована несколько раньше, чем ожидалось. Это не случайно. Как не случайно выбран перевод Лозинского, а не Пастернака (режиссер на пресс-конференции говорил, что для него пастернаковская версия слишком связана с голосом Смоктуновского, но, сдается мне, дело не только в этом -- она ярче, а яркость не нужна). Этот «Гамлет» -- о неучастии. Нет, принц мучается и выбирает, ему сочувствует Горацио, бегают на полусогнутых Розенкранц и Гильденстерн. Но театр отказывается участвовать во времени. Вообще. В спорах времени, драках времени, его похоронах. Он в стороне. И проповедует некое вечное искусство. В этом искусстве носят «исторические» костюмы и сцену ограничивают черные «каменные» замковые стены (художник -- Михаил Курилко-Рюмин). Все, кому положено, натурально, с мечами. С колосников свисают гобелены (за одним из них спрячется Полоний). В момент решающего монолога позади Гамлета (Николай Лазарев) молча выстраиваются в ряд все жители датского королевства, перед ним сидит покойный папа и укоризненно на него смотрит. Ну чтобы было понятно, быть или не быть. Странствующие актеры патетически-смешны, король властен, королева глуповата, Гамлет не забывает упасть на колени перед стоящей Офелией и воткнуться в нее носом... Если могила, так уж могила -- и Гамлет, и Лаэрт прыгают в открывшийся проем сцены. Если разговор о Йорике, то вот он, череп. Четыре часа подряд. Скука-то какая. Этот спектакль мог быть поставлен пятьдесят лет назад. Мог быть -- сто. Нет, конечно, сто лет назад вряд ли бы Гамлет мог впервые появляться из прохода в партере, а уезжающий Лаэрт взбегать по амфитеатру к предполагаемому кораблю. Но наверняка они так же широко взмахивали руками в жестах приветствия и прощания, а Офелия сходила с ума так же картинно. Чуть позже, наверное, лет двадцать назад, могли появиться первая и последняя сцены спектакля, когда толпа придворных одинаковыми мелкими аплодисментами приветствует Клавдия, затем -- Фортинбраса. Единственным персонажем в спектакле, выбивающемся из этой «вечной» -- пыльной -- стилистики, оказывается Полоний (Андрей Данилюк). Деловитый такой человечек, с небольшим кругозором, но свое дело знающий, этакий ладненький мелкий начальник, вовсе не злодей, не картонный подлец -- ну вот обязанности у него такие, шустренькие. Замечательна сцена, когда он смотрит выступление бродячих актеров, словно начальник ЖЭКа выбирает ВИА на праздник в микрорайоне. Он единственный живой человек на сцене, но это явно из-за качества актерской игры, а не потому, что таково высказывание режиссера. А режиссер? Что ж, режиссер... Отказ от слов по поводу настоящего и будущего (ведь пришедший на смену Гамлету Фортинбрас - будущее, и важно, каков он, то есть как смотрит постановщик на мир: бывали Фортинбрасы -- светлые рыцари, бывали -- утверждающиеся фашисты; здесь норвежский властитель никакой, просто функция, произносящая положенные слова) -- тоже высказывание. Дальше -- тишина.
«Гамлет» на сцене Театра Российской армии «Гамлета» в Театре Российской армии поставили к юбилею Шостаковича. По замыслу сочинившего спектакль Бориса Морозова, музыка (взятая из знаменитого фильма Козинцева) должна была стать равнозначным участником спектакля. Поэтому впервые за много лет в театре открыли оркестровую яму и посадили туда музыкантов... >>
Музей современного искусства представляет работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой Повезло нам: в один месяц мы увидели исторические программы от классиков российского искусства второй половины XX века. Великолепная выставка Эрика Булатова была на старте... >>
Фестиваль кино Таиланда в кинотеатре «35 ММ» «Во всем мире про Таиланд известно что думают! -- сакраментально произносит мафиозный босс в небезызвестном у нас фильме сиамца Пен-Ека Ратанаруанга (да-да, именно так) под названием «6естьдесят девят9» (и здесь без ошибки!)... >>
В Екатеринбурге проходит главный российский смотр неигрового кино. Накануне его открытия в рамках первого Фестиваля американского независимого кино в Москве был показ фильм режиссера Алана Берлинера «С широко раскрытыми глазами», виртуозно смонтированный из разных отрывков -- от старых картин до houm-видео -- фильм-коллаж, в котором автор от первого лица рассказывает о своей бессоннице, ставит эксперименты над своим телом, посещает врачей, а по ходу заставляет зрителя задуматься о вопросах куда более важных, чем отсутствие сна... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|