N°178 29 сентября 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Пейзаж для развлечения и чувства Выставка Алексея Саврасова в Русском музее
В 1871 году Алексей Кондратьевич Саврасов написал знаменитое полотно «Грачи прилетели». Успех картинки, где за деревьями виднеется сельский храм да кружат в небе стаи птиц, был грандиозен и сравним только с успехом пейзажей Федора Васильева. Этот мастер в том же году написал «Оттепель», показав тех же птиц на раскисшей апрельской дороге. В 1872 году императорская семья заказала повторение обоих шедевров. Васильев вскоре умер, а Саврасов затем тиражировал свое полотно многократно. Он также создал две вариации: «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Зима. Оттепель» (1874).
В тот момент был актуален вопрос создания национальной школы живописи, отсутствие которой остро почувствовали россияне на Всемирной выставке 1862 года в Лондоне. В качестве «ударных» были избраны жанр и пейзаж. Именно в них англичане -- главный ориентир -- добились наибольших успехов. Вслед за Иваном Шишкиным и Федором Васильевым в работу включился и Саврасов, который был свидетелем «национального поражения» на выставке 1862 году. К тому времени ему было тридцать и он уже закончил Московское училище живописи и ваяния, оказавшись прилежным учеником главы пейзажного класса Карла Рабуса. Внимание президента Академии художеств великой княгини Марии Николаевны и звание академика в 1854 году за картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (исполненную в духе академизма 1830-х годов) свидетельствовали об успехах и обещали блестящую карьеру. Однако «Вид в окрестностях...» и написанные двумя годами ранее два вида в степи -- дневной и утренний -- были исполнены в разных манерах. В «степных» работах заметно стремление передать нечто большее, чем просто красивый вид. Саврасов хотел уловить в пейзаже собственное настроение. Позже эта линия творчества будет выражена следующими словами: «В пейзаже должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам». Это означало оппозицию натурализму дюссельдорфской школы (у дюссельдорфских пейзажистов учился Иван Шишкин) и пиетет по отношению к мастерам XVII века, например Якобу Рейсдалю и ван дер Вельде. Д. Григорович писал по этому поводу: «В настоящей школе ландшафтной живописи изображение природы во всей ее наготе слишком уже, кажется, далеко завлекает художников, такой принцип должен ограничивать творческую силу, должен лишать возможности вносить в произведение личное свое мировоззрение на такое-то явление природы...» На нынешней персональной выставке А.К. Саврасова в Русском музее «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и два вида степи повешены на противоположных стенах довольно узкого экспозиционного зала, что, вероятно, должно показывать внутренний разлад творческого пути Саврасова -- борьбу между желанием соответствовать академическим стандартам (и технике) и внутренним чувством. Такое случилось и с Ильей Репиным, который одновременно работал над академическим «Воскрешением дочери Иаира» и пронзительными по эмоции «Бурлаками». В перспективе коридора висят «Грачи», которые противоречие как будто снимают. Наверное, будет несправедливо сказать, что Саврасов был художником одной картины. Но логика экспозиции в Русском музее отчасти следует этому клише.
В Москве проходит фестиваль американского кино Каждый месяц на наших экранах (как и во всем остальном мире) появляются десятки американских картин. Немногим меньше выходит на легальных видеоносителях... >>
Владимир Спиваков открыл сезон Московского Дома музыки Президент Московского международного Дома музыки и художественный руководитель Национального филармонического оркестра Владимир Спиваков выступил на открытии сезона ММДМ, встав за дирижерский пульт... >>
Выставка Алексея Саврасова в Русском музее В 1871 году Алексей Кондратьевич Саврасов написал знаменитое полотно «Грачи прилетели». Успех картинки, где за деревьями виднеется сельский храм да кружат в небе стаи птиц, был грандиозен и сравним только с успехом пейзажей Федора Васильева... >>
В начале сентября вышли две книги, которым их авторы, издатели и изрядная часть (около)литературного сообщества загодя приписали статус «событий». Кто бы спорил -- поэма (не тревожьтесь, в прозе) Дмитрия Быкова «ЖД» (М., «Вагриус») и роман Владимира Сорокина «День опричника» (М., «Захаров») обречены отозваться скандалом, переходящим в триумф... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|