N°164
11 сентября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  11.09.2006
Владимир Луповской
Нежный эскапист
Студия Женовача сыграла спектакль по Гончарову

версия для печати
Студия театрального искусства (та, самая, которая год назад образовалась из курса Сергея Женовача) восстановила на профессиональной сцене еще один дипломный спектакль -- «Об-ло-мов-щину» -- и теперь показывает его, как полагается «настоящему» театру: со специально сделанными декорациями и костюмами, в зале (филиал Театра имени Маяковского), рассчитанном на 250 человек. Впрочем, здесь не говорят «восстановили», говорят «сделали новую версию». И действительно спектакль Германа Седакова заметно изменился: как-то подобрался, обрел энергию, которой прежде и не было.

Рассказывают, что идея спектакля пришла после показа каких-то учебных этюдов, где играл Сергей Аброскин, и все вдруг по-новому увидели его застенчивую, неловкую пластику, ясный и простодушный взгляд, услышали слабый -- то восторженный, то смущенный голос. Аброскин стал Обломовым; дальше режиссер строил спектакль вокруг него -- «голубиной души», нежного мечтателя, мысли которого все время плавают где-то в детских воспоминаниях о счастливой Обломовке, певучих девках, ласковой матери и няньке, любовавшейся его круглыми щечками. С этих воспоминаний спектакль начинается, потом не раз уплывая в райскую деревню, где все ходят в белом. Вот Обломов спрятался за ставнем, дворня и мать его с преувеличенной озабоченностью ищут: «Пропал Илюша», он с торжеством выскакивает, но его как будто не замечают: «Ты не Илюша». -- «Нет, я Илюша», -- в отчаянии кричит он и дергает всех за подолы. Так и будут всплывать воспоминания при каждом сильном впечатлении героя: только запоет Ольга (Татьяна Волкова) Casta diva, и появляется за раскрытыми окнами мать в белом, когда-то тоже певшая эту арию, а за ней и другие обитатели детского рая.

Когда спектакль шел в РАТИ, зрителей сажали не перед сценой, а вдоль зала, и студенты играли вдоль длинной стены с окнами в садик. Теперь художница Мария Утробина повторила на сцене эту длинную стену в окнах, которые то открываются, показывая залитый солнцем сад, то закрываются, и тогда на сцене темно, храпит в углу на лавке Захар, залез под одеяло Обломов.

Лучшее в спектакле -- первый акт. Мечты Обломова со Штольцем (Андрей Шибаршин) -- их мальчишеское валяние на подушках, набросанных на полу, розыгрыши старого Захара (Алексей Вертков), беготня, размахивание руками. Илья рассказывает, какой нелепой и неприятной видится ему светская жизнь -- мелкие интересы, интриги, злопыхательство, и зал смеется в радостном изумлении, так эти описания узнаваемы. «Вот этот желтый господин в очках пристал ко мне: читал ли я речь какого-то депутата, и глаза вытаращил на меня, когда я сказал, что не читаю газет. И пошел о Людовике-Филиппе, точно как будто он родной отец ему. Потом привязался, как я думаю: отчего французский посланник выехал из Рима? Батюшки, загорелось! Лица нет, бежит, кричит, как будто на него самого войско идет». Зал смеется, когда Илья вслух мечтает о будущей жизни с женой в имении. Тут-то Штольц и произносит слово «об-ло-мов-щина», то самое, которое кажется режиссеру главным и которое будут теперь произносить в ключевых точках сюжета.

Сергей Аброскин играет трогательное простосердечие Обломова, его порывистую искренность и в то же время стыдливость, и это дает обаяние всему спектаклю. Тонко чувствующий, чистый, умный человек, знающий цену многому, но не желающий принимать участия в жизни, эскапист, но не идейный, как нынче случается, а сердечный, -- такой герой тревожит, про него хочется думать. И как бы ни были смешны его почти маниловские мечтания, невольно думаешь: а может быть, действительно важнее покой?

Второй акт кажется слабее, хотя в нем есть очаровательная Агафья Матвеевна (Ольга Калашникова) -- простоватая, хлопотливая, все будто бы с застенчивым кокетством норовящая ускользнуть, вернуться к хозяйственным делам, а на деле беспрестанно возвращающаяся, чтобы покрутиться рядом с добрым жильцом. Но в целом второй акт смотреть тяжелее -- тут режиссер все действие застроил постановочными «акцентами»: беспрестанно открываются-закрываются окна, появляются-исчезают, запевают-замолкают обитатели Обломовки. Кажется, режиссер что-то хочет сказать про эту самую «об-ло-мов-щину», говорит многословно, энергично, но о чем речь, так и не становится понятно. Да и юным актерам второй акт, где должны быть усталость, угасание, печаль, как-то, видимо, еще не по возрасту. И в воспоминаниях о спектакле остаются сентиментальные и милые сцены из начала: игры в прятки, мальчишеские мечты Ильи и Андрея, объяснение с Ольгой, найденная ветка сирени.
Дина ГОДЕР
//  читайте тему  //  Театр


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  11.09.2006
В Венеции победил сюрприз
Как это часто бывает, победителем конкурса стал фильм, на который корреспонденты наших газет не обратили внимания. Большинство даже не пошло его смотреть как очевидного аутсайдера, меркнущего на фоне шумихи вокруг американских фильмов, которые через неделю выходят на европейские (и российские) экраны... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  11.09.2006
Владимир Луповской
Студия Женовача сыграла спектакль по Гончарову
Студия театрального искусства (та, самая, которая год назад образовалась из курса Сергея Женовача) восстановила на профессиональной сцене еще один дипломный спектакль -- «Об-ло-мов-щину» -- и теперь показывает его, как полагается «настоящему» театру: со специально сделанными декорациями и костюмами, в зале (филиал Театра имени Маяковского), рассчитанном на 250 человек... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  11.09.2006
Как бы современная скульптура на до сих пор современном заводе
Стародавний гений места всесилен. Даже когда genius loci с гор и полей переселился в урбанистические пространства. Правда, советский титан электронной промышленности завод «Микрон» в Зеленограде являлся порождением рук человека, соревнующегося с Богом в креативных способностях... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика