N°164 11 сентября 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Поле чудес в стране гениев Как бы современная скульптура на до сих пор современном заводе
Стародавний гений места всесилен. Даже когда genius loci с гор и полей переселился в урбанистические пространства. Правда, советский титан электронной промышленности завод «Микрон» в Зеленограде являлся порождением рук человека, соревнующегося с Богом в креативных способностях. И унылые конструкции из стекла и бетона, внутри которых до сих пор собираются микрочипы и компьютерные плато, где бродят понурые ученые в стерильных халатах и запрещено снимать фотожурналистам, подобны искусственно сотворенному Граду Божьему. Это утопическое пространство, описывать которое подобает в архаических категориях, с придыханием и цитатами из Гесиода. Здесь веет магический дух и колебаниями воздухов мешает взгляду, деформирует оптику, требует оглянуться окрест себя -- вместо созерцания временно представленных артефактов.
Артефакты же на обширную лужайку посреди «микроновского» городка привезла московская «Айдан галерея» -- в качестве второй ежегодной выставки современной актуальной скульптуры «ARTПоле». Первая в прошлом году проходила действительно в чистом поле -- в районе Рублевского шоссе. Там тоже наличествовал гений места, пахнущий элитным конезаводом, рестораном «Царская охота» и подмосковными дачно-усадебными просторами. Современные художники с их на заказ исполненными и пахнущими свежей «обналичкой» объектами выглядели странно, но потому органично. Ибо актуальное искусство неправильно по определению. С ним требуется мириться, исходя из сангигиенических правил политкорректности, а не приручать. И светская затея члена Общественной палаты РФ и члена-корреспондента Академии художеств той же федерации Айдан Салаховой, хозяйки «Айдан галереи», доказывала: г-жа Салахова все еще остается художницей Айданой, феминисткой, изображающей сиськи-письки и нещадно эксплуатирующей в прямом смысле взрывоопасную восточную экзотику. Нынешнее же «ARTПоле», заказанное владельцем «Микрона» ОАО «Ситроникс», походило на корпоративную вечеринку, на которой «актуальные» скульптуры терялись посреди неких обряженных в белое существ на ходулях, артстудии для детей сотрудников, тира для подвыпивших родителей, шахматного турнира под открытым небом и запуска в небо с искусственной горки радиоуправляемых машинок. А весь этот праздник жизни еще беспощадно сжирали корпуса завода, иные из которых походили на здания советских «ящиков», а иные -- на павильоны ВДНХ. Хотелось рассматривать именно эти постройки -- могущественные, наглые в своей куцей нелепости, не стесняющиеся стиля кондового неомодернизма, не думающие о красе ногтей и погруженные в свою внутреннюю «дельность». (Как оказалось, цехи завода вообще находятся под землей, будто в американском футур-боевике.) И на фоне этой убывающей, но еще активной силы -- кремлевская звезда, торчащая из-под земли (Константин Латышев), плюшевые лимоны, пьющие чай (Ростан Тавасиев), стальной почтовый конверт, уткнувшийся в землю (Андрей Ройтер), металлические прутья, похожие на иглы ежей (Елена Берг) и прочие -- вероятно, очень хорошие -- современные скульптуры. Ироничные, умные, высокотехнологичные, нагруженные потаенными смыслами или просто отвечающие новому представлению о прекрасном. Не хуже, чем на прошлогоднем «ARTПоле». Но лучшей работой стал объект смоленского самородка преклонных годов, визуального поэта Эдуарда Кулемина. На гранитном погребальном постаменте золочением выгравировано -- «НЕ ЗДЕСЬ». Потому что нынешней выставке место не здесь, не в зеленоградском «Микроне». Современное искусство в силах (и слава богу!) тягаться с идиотизмом обитателей Рублевки и способно покорять бескрайние и бессмысленные русские просторы. Однако на газоне советского электронного завода выглядит оно бедным родственником, чужим на пиру здешних велосипедистов, шахматистов и стрелков в тире. Тем паче на фоне масштабов советского заводостроительства. Наверное, потому, что наше производство, основанное на высоких технологиях, само по себе было перформансом. В магазине колбасы нет, а мы электрочипы мирового уровня гоним и ракеты запускаем! Абсурд, высоты которого еще надо достигнуть современным художникам. |
В Венеции победил сюрприз Как это часто бывает, победителем конкурса стал фильм, на который корреспонденты наших газет не обратили внимания. Большинство даже не пошло его смотреть как очевидного аутсайдера, меркнущего на фоне шумихи вокруг американских фильмов, которые через неделю выходят на европейские (и российские) экраны... >>
Студия Женовача сыграла спектакль по Гончарову Студия театрального искусства (та, самая, которая год назад образовалась из курса Сергея Женовача) восстановила на профессиональной сцене еще один дипломный спектакль -- «Об-ло-мов-щину» -- и теперь показывает его, как полагается «настоящему» театру: со специально сделанными декорациями и костюмами, в зале (филиал Театра имени Маяковского), рассчитанном на 250 человек... >>
Как бы современная скульптура на до сих пор современном заводе Стародавний гений места всесилен. Даже когда genius loci с гор и полей переселился в урбанистические пространства. Правда, советский титан электронной промышленности завод «Микрон» в Зеленограде являлся порождением рук человека, соревнующегося с Богом в креативных способностях... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|