N°164
11 сентября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  11.09.2006
Поле чудес в стране гениев
Как бы современная скульптура на до сих пор современном заводе

версия для печати
Стародавний гений места всесилен. Даже когда genius loci с гор и полей переселился в урбанистические пространства. Правда, советский титан электронной промышленности завод «Микрон» в Зеленограде являлся порождением рук человека, соревнующегося с Богом в креативных способностях. И унылые конструкции из стекла и бетона, внутри которых до сих пор собираются микрочипы и компьютерные плато, где бродят понурые ученые в стерильных халатах и запрещено снимать фотожурналистам, подобны искусственно сотворенному Граду Божьему. Это утопическое пространство, описывать которое подобает в архаических категориях, с придыханием и цитатами из Гесиода. Здесь веет магический дух и колебаниями воздухов мешает взгляду, деформирует оптику, требует оглянуться окрест себя -- вместо созерцания временно представленных артефактов.

Артефакты же на обширную лужайку посреди «микроновского» городка привезла московская «Айдан галерея» -- в качестве второй ежегодной выставки современной актуальной скульптуры «ARTПоле». Первая в прошлом году проходила действительно в чистом поле -- в районе Рублевского шоссе. Там тоже наличествовал гений места, пахнущий элитным конезаводом, рестораном «Царская охота» и подмосковными дачно-усадебными просторами. Современные художники с их на заказ исполненными и пахнущими свежей «обналичкой» объектами выглядели странно, но потому органично. Ибо актуальное искусство неправильно по определению. С ним требуется мириться, исходя из сангигиенических правил политкорректности, а не приручать. И светская затея члена Общественной палаты РФ и члена-корреспондента Академии художеств той же федерации Айдан Салаховой, хозяйки «Айдан галереи», доказывала: г-жа Салахова все еще остается художницей Айданой, феминисткой, изображающей сиськи-письки и нещадно эксплуатирующей в прямом смысле взрывоопасную восточную экзотику.

Нынешнее же «ARTПоле», заказанное владельцем «Микрона» ОАО «Ситроникс», походило на корпоративную вечеринку, на которой «актуальные» скульптуры терялись посреди неких обряженных в белое существ на ходулях, артстудии для детей сотрудников, тира для подвыпивших родителей, шахматного турнира под открытым небом и запуска в небо с искусственной горки радиоуправляемых машинок. А весь этот праздник жизни еще беспощадно сжирали корпуса завода, иные из которых походили на здания советских «ящиков», а иные -- на павильоны ВДНХ. Хотелось рассматривать именно эти постройки -- могущественные, наглые в своей куцей нелепости, не стесняющиеся стиля кондового неомодернизма, не думающие о красе ногтей и погруженные в свою внутреннюю «дельность». (Как оказалось, цехи завода вообще находятся под землей, будто в американском футур-боевике.)

И на фоне этой убывающей, но еще активной силы -- кремлевская звезда, торчащая из-под земли (Константин Латышев), плюшевые лимоны, пьющие чай (Ростан Тавасиев), стальной почтовый конверт, уткнувшийся в землю (Андрей Ройтер), металлические прутья, похожие на иглы ежей (Елена Берг) и прочие -- вероятно, очень хорошие -- современные скульптуры. Ироничные, умные, высокотехнологичные, нагруженные потаенными смыслами или просто отвечающие новому представлению о прекрасном. Не хуже, чем на прошлогоднем «ARTПоле».

Но лучшей работой стал объект смоленского самородка преклонных годов, визуального поэта Эдуарда Кулемина. На гранитном погребальном постаменте золочением выгравировано -- «НЕ ЗДЕСЬ». Потому что нынешней выставке место не здесь, не в зеленоградском «Микроне». Современное искусство в силах (и слава богу!) тягаться с идиотизмом обитателей Рублевки и способно покорять бескрайние и бессмысленные русские просторы. Однако на газоне советского электронного завода выглядит оно бедным родственником, чужим на пиру здешних велосипедистов, шахматистов и стрелков в тире. Тем паче на фоне масштабов советского заводостроительства.

Наверное, потому, что наше производство, основанное на высоких технологиях, само по себе было перформансом. В магазине колбасы нет, а мы электрочипы мирового уровня гоним и ракеты запускаем! Абсурд, высоты которого еще надо достигнуть современным художникам.
Федор РОМЕР
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  11.09.2006
В Венеции победил сюрприз
Как это часто бывает, победителем конкурса стал фильм, на который корреспонденты наших газет не обратили внимания. Большинство даже не пошло его смотреть как очевидного аутсайдера, меркнущего на фоне шумихи вокруг американских фильмов, которые через неделю выходят на европейские (и российские) экраны... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  11.09.2006
Владимир Луповской
Студия Женовача сыграла спектакль по Гончарову
Студия театрального искусства (та, самая, которая год назад образовалась из курса Сергея Женовача) восстановила на профессиональной сцене еще один дипломный спектакль -- «Об-ло-мов-щину» -- и теперь показывает его, как полагается «настоящему» театру: со специально сделанными декорациями и костюмами, в зале (филиал Театра имени Маяковского), рассчитанном на 250 человек... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  11.09.2006
Как бы современная скульптура на до сих пор современном заводе
Стародавний гений места всесилен. Даже когда genius loci с гор и полей переселился в урбанистические пространства. Правда, советский титан электронной промышленности завод «Микрон» в Зеленограде являлся порождением рук человека, соревнующегося с Богом в креативных способностях... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика