N°157
31 августа 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  31.08.2006
ИТАР-ТАСС
Осенний лист
Эксперты восстановили картину гибели Ту-154 под Донецком

версия для печати
Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию катастрофы самолета Ту-154М, разбившегося 22 августа под Донецком, как стало известно «Времени новостей», закончила предварительную расшифровку бортовых самописцев лайнера. На основании полученных данных эксперты в целом смогли восстановить картину катастрофы борта RA-85185 и предшествовавших ей событий и выбрать из ранее выдвигавшихся версий причин трагедии основную. Согласно ей, авария скорее всего стала следствием сочетания двух основных факторов: бездействия экипажа в определенной ситуации (чем оно было вызвано -- вопрос отдельный, и достоверно ответа на него еще нет) и сложных метеоусловий. Кроме того, достоверно установлено, что отказов техники разбившегося лайнера не было. На основании этих выводов, результатов ряда исследований и других работ, проведенных в рамках расследования ЧП с Ту-154, комиссия уже направила авиационным администрациям России, Украины и других государств Содружества рекомендации для проведения оперативных профилактических мероприятий по повышению безопасности полетов.

О том, что по курсу движения его ждет грозовой фронт, командир экипажа Игорь Корогодин знал еще в Анапе, откуда в свой последний рейс и вылетел Ту-154. Метеопрогноз экипаж получает перед вылетом под роспись, и согласно правилам тогда же командир должен наметить маршрут и, если есть какие-то проблемы с погодой, продумать пути обхода. Согласно информации, предоставленной гендиректором «Украэроруха» («Украэродвижение») Юрием Чередниченко, Ту-154 начал такой обход еще в пределах России под контролем диспетчеров Ростовского районного центра управления воздушным движением, и украинская сторона по просьбе российских коллег обеспечила выход судну на 20 км восточнее коридора. Однако позже, согласно расшифровке переговоров пилота с диспетчером, борт RA-85185 запросил разрешение на подъем на «390-й эшелон» -- это примерно 11 900 метров. Командир, как полагают эксперты, при этом явно решил обойти грозовой фронт сверху -- грубо говоря, «перепрыгнуть». Это самый непонятный момент во всей истории, поскольку ни по маневру, ни по курсу, ни по высоте экипаж Ту-154, по заявлению г-на Чередниченко, не был ограничен, потому что в районе в этот момент других судов не было.

Дальнейшие же события данные «параметрического» бортового самописца, фиксировавшего работу всех узлов и показания приборов, по словам экспертов, позволили просчитать практически по минутам. И как выяснилось, именно одна минута и решила судьбу лайнера. Катастрофа, по сути, началась в момент, когда самолет превысил заданный ему диспетчером эшелон. Вместо высоты 11 900 метров Ту-154 поднялся на 12 100, именно на этом эшелоне незадолго до трагедии засек его радар Ростовского центра управления воздушным движением. Лишние 200 метров «Ту» проскочил из-за выхода на «закритические» углы атаки -- то есть слишком резко пошел вверх. Первоначально это, по словам специалистов, ведет (особенно при наличии турбулентности) к так называемому срыву потока -- резкому падению подъемной силы крыла. Однако если скорость лайнера при этом еще достаточно велика, в динамике этот момент (своего рода тревожный сигнал для пилота) можно прозевать, и тогда наступает так называемый «подхват». «Подхват» -- устоявшийся жаргонизм пилотов и расследователей катастроф, обозначающий резкое увеличение подъемной силы крыла. В результате самолет еще больше «задирает» нос и фактически «садится на хвост».

«Но даже в этот момент, -- рассказал источник «Времени новостей», -- еще можно было дать штурвал от себя и попробовать уйти вниз, в грозу». По признаниям экспертов, на самом деле грозовой фронт, который пытался обойти Ту-154, был не настолько сильным, чтобы грозить гибелью самолету. Но самописцы не зафиксировали попыток экипажа направить Ту-154 вниз, штурвал пилоты держали ровно. В результате самолет поднялся на высоту 12 100 метров. Там борт находится всего минуту. За это время самолет окончательно потерял скорость, угол тангажа (угол между осью фюзеляжа машины и горизонталью) достиг 45 градусов, и «Ту» начал падать -- скользя с крыла на крыло, с креном на хвостовую часть. Именно такое движение самолета и обозначается термином «плоский штопор». Примерно так падает с дерева осенний лист.

По предварительным результатам расшифровки "черных ящиков", по словам официального представителя МАК, окончательного заключения о причине катастрофы делать нельзя. Работа над полной дешифровкой и сведением всех источников воедино, как отметили в МАК, идет полным ходом. Однако первые рекомендации и шаги были сделаны членами технической комиссии уже вчера.

Во-первых, в Харьков отправился специальный представитель, которому поручено проверить действия украинского диспетчера, разрешившего переход Ту-154 на «эшелон 390». Видимо, именно с его визитом было связано вчерашнее заявление министра транспорта и связи Украины Николая Рудьковского. По его словам, «вины украинских диспетчеров в катастрофе нет».

Кроме того, техническая комиссия выдала целый список рекомендаций авиационным администрациям России, Украины и других государств Содружества для проведения оперативных профилактических мероприятий по повышению безопасности полетов. Рекомендации касаются обхода грозовых фронтов, и особо в них рекомендовано обратить внимание на выполнение требований руководства летной эксплуатации при выполнении полетов в условиях турбулентности. Кроме того, летному составу придется освежить знания по ограничению по полетной массе с учетом температуры наружного воздуха на эшелоне, максимально допустимого крена и других эксплутационных ограничений.

Между тем в Санкт-Петербурге вчера коллеги и близкие простились с шестью членами экипажа разбившегося лайнера. На церемонию прощания в Доме культуры авиаработников пришли сотни горожан. Пять членов экипажа были похоронены на кладбище Памяти жертв 9 января. Командира экипажа Игоря Корогодина похоронят в пригороде Санкт-Петербурга в Пушкине. Оставшихся четверых членов экипажа похоронят позднее. Предполагается, что на месте общего упокоения экипажа будет установлен памятник жертвам катастрофы Ту-154, унесшей 170 жизней.
Эдуард ЛОМОВЦЕВ
//  читайте тему  //  Катастрофа ТУ-154
//  читайте тему  //  Авиакатастрофы в России


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  31.08.2006
Кирилл Каллиников
Утверждены правила продолжения кризиса на алкогольном рынке
Государственная машина в России не в состоянии оперативно реагировать на кризисы, которые сама же и порождает. Утвержденные федеральными законами и уже вступившие в силу реформы приходится корректировать задним числом, чтобы избежать катастрофических последствий... >>
//  читайте тему:  Алкогольный кризис в России
  • //  31.08.2006
В Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре отменили День знаний
Новый учебный год для тысяч школьников из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре начнется не первого, как по всей стране, а одиннадцатого сентября. Продлить летние каникулы на десять дней постановила краевая санитарно-эпидемиологическая комиссия... >>
  • //  31.08.2006
ИТАР-ТАСС
Эксперты восстановили картину гибели Ту-154 под Донецком
Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию катастрофы самолета Ту-154М, разбившегося 22 августа под Донецком, как стало известно «Времени новостей», закончила предварительную расшифровку бортовых самописцев лайнера... >>
//  читайте тему:  Катастрофа ТУ-154
//  читайте тему:  Авиакатастрофы в России
  • //  31.08.2006
ИТАР-ТАСС
Вслед за мини-цунами на Азовском море ждут смерча
Весь вчерашний день в Азовском море, в акватории, окружающей косу Долгую в районе города Ейска, продолжались поиски 51-летнего туриста из Воронежской области, который был унесен в море сильной волной, обрушившейся на эту полоску суши накануне поздно вечером... >>
  • //  31.08.2006
ИТАР-ТАСС
Тысячи детей начнут учебный год за чужой партой
День знаний-2006 учащимся 13% российских школ придется встретить в гостях. С сенсационным заявлением о неготовности школ к 1 сентября последовательно выступили вчера руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор Болотов и государственный инспектор по пожарному надзору МЧС Геннадий Кириллов... >>
  • //  31.08.2006
Москва обещает помочь с жильем не только очередникам
Московские власти решили противопоставить резкому росту цен на столичную недвижимость новую городскую программу, призванную сделать решение жилищных проблем реальностью... >>
  • //  31.08.2006
«Днепр» упал из-за «невыявленного дефекта теплоизоляции»
Вчера межведомственная комиссия обнародовала причину падения ракеты-носителя «Днепр», рухнувшего вскоре после старта 27 июля этого года. Официальные выводы практически полностью совпали с данными недавних предварительных утечек в прессу... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика