N°157
31 августа 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  31.08.2006
www.sea.infoflot.ru
Хроника гибели пассажирского лайнера
20 лет назад затонул теплоход "Адмирал Нахимов". "Времени новостей" стали известны причины трагедии

версия для печати
Ничто не совершенно -- только капитан (надпись на старинном боцманском свистке)

Бориса Уварова -- следователя по особо важным делам Генпрокуратуры России -- разбудили в ночь на 1 сентября. Только в самолете, вылетая из Внуково в Новороссийск, он узнал о том, что 31 августа в акватории Новороссийска столкнулись «Адмирал Нахимов» и «Петр Васев». И тогда, и сегодня Борис Уваров убежден, что это было необычное дело. Потому что на месте происшествия, куда его привезли, не было ни трупов, ни стреляных гильз, ни окровавленных ножей, ни каких-либо других вещей, с которыми обычно работают следователи. Не было ничего -- только одно большое масляное пятно на поверхности моря.

Расследование

На Уварова почти сразу же надавили высокопоставленные чиновники, «предложив» завершить расследование за 15 суток. Это было невозможно хотя бы потому, что надо было допросить как минимум 800 человек, спасшихся с «Нахимова», а также их родственников. Принципиальный Уваров смог отбиться. Но главные сложности, о которых он еще не догадывался, ждали его впереди.

А пока он вплотную занимался капитанами и с каждым новым допросом все четче осознавал то, что именно они были виноваты в трагедии -- причем оба!

По словам Уварова, Вадим Марков, капитан «Адмирала Нахимова», нарушил более 25 пунктов разных правил -- это и наставление по штурманской службе, и Устав морской службы, и многое другое. У Виктора Ткаченко, капитана «Петра Васева», было более 15 нарушений, но они, как рассказал мне Уваров, оказались более серьезными: «Ткаченко умышленно нарушал правила! Следствие установило, что в то время, когда капитан на мониторе следил за показаниями радара, его помощник Зубюк наблюдал за движением «Нахимова» в бинокль и замерял пеленг. Пеленг -- это одно из главных составляющих при движении. Зубюк все время докладывал своему капитану: «Пеленг не меняется, пеленг не меняется!» На морском языке это означает угрозу столкновения. Свои доклады о пеленге Зубюк одновременно записывал в бортовой журнал. И уже после столкновения капитан Ткаченко стер показания в бортжурнале, вписал новые и предложил Зубюку согласиться с измененными данными. Но тот отказался идти на подлог».

Главным виновником трагедии Борис Уваров считает капитана сухогруза Виктора Ткаченко, но при этом подчеркивает, что если бы капитан Марков в свою очередь хотя бы минимально соблюдал правила безопасности, то он сумел бы удержать лайнер на плаву. Дело в том, что все клинкетные двери на пароходе были открыты. Они выполняют роль переборок -- при закрытых дверях судно становится многоотсековым, и в случае пробоины вода не может быстро распространиться по всему судну. Уваров считает, что если бы клинкетные двери были закрыты, как положено по инструкции, то получивший пробоину «Нахимов» тонул бы почти сутки...

Схлынула первая волна шока, истерики и слез. В Новороссийск к потерпевшим кораблекрушение съехались друзья и родственники -- сотни людей. Одни для того, чтобы помочь близким выйти из стрессового состояния, другие для опознания тел и похорон. Но и те и другие хотели узнать правду -- кто виноват в трагедии? Люди требовали наказать виновных по всей строгости. И в этом желании отчаявшиеся люди были готовы на все -- вплоть до митингов и манифестаций. Ситуация грозила выйти из-под контроля. Именно тогда возглавлявший комиссию по расследованию член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, выступив перед родственниками погибших (их было около 500 человек), пообещал, что как минимум одного, а то и сразу двух капитанов расстреляют.

Уваров узнал об этом только на следующий день во время совещания. Один из высокопоставленных начальников, в очередной раз пытавшийся надавить на Уварова, сказал ему о том, что два капитана, допустившие столкновение, должны проходить по 102-й статье -- умышленное убийство двух и более лиц. Но Уваров готовил обвинение по 85-й статье -- нарушение правил, повлекшее смерть. Разница состояла в том, что 102-я статья предусматривает смертную казнь, а 85-я -- только лишение свободы на срок до 15 лет. «Но дело даже не в этом, -- рассказал мне Уваров. -- 102-я, так называемая расстрельная статья никак не клеилась к капитанам, потому что они оба предпринимали меры, хоть и запоздалые, для предотвращения столкновения».

Несмотря на жесткий прессинг, следователю удалось отстоять свою позицию.

«Выброска», или О том, как работали водолазы

Спасательная операция на «Нахимове» длилась всего 80 минут. За это время с поверхности моря было поднято 800 человек. А когда спасать стало некого, к работе приступили водолазы.

В те дни сотни водолазов были командированы в Новороссийск со всего Советского Союза. Непосредственно под водой работало до 50 водолазов. У борта лайнера оставались в основном водолазы в так называемом «трехболтовом» тяжелом снаряжении. А легкие водолазы в аквалангах шли в чрево парохода. Они находили и поднимали тела. Подъем тел водолазы называли «выброской».

Технология этого процесса проста, рассказал мне один из участников поиска водолаз Анатолий Литовских: «Водолазы работали парами. Идущий впереди водолаз передавал утопленника второму, страхующему водолазу. А страхующий водолаз привязывал утопленника к тросу -- «вязал на выброску», выражаясь языком водолазов. Утопленников «вязали» на расстоянии двух-трех метров друг от друга. Получалось, что за один раз на поверхность на одном тросе можно было поднять 5, 10, а то и 15 утопленников. Бывало и так, что последнего утопленника еще «вяжешь» под водой на «Нахимове», а там, наверху, уже «выбирают» первые тела, которые мы прикрепили к тросу в самом начале...»

Это были самые настоящие гирлянды из трупов -- до сих пор с ужасом вспоминают водолазы. Они видели на «Нахимове» десятки, сотни тел. Что же произошло? Почему люди не смогли выбраться? Водолазы уверены, что в момент столкновения на лайнере произошло самое страшное -- паника. На это указывало и расположение тел. В огромном пароходе, говорят водолазы, не то что пассажирам, впервые попавшим на судно, но и многим членам экипажа было трудно ориентироваться. А во время крушения и подавно -- кто-то куда-то бежит по коридорам и переходам, а за ним устремляется толпа. Все бегут, не зная куда, -- а там тупик. Выбраться обратно уже нет времени -- пароход затонул всего за семь минут.

Водолазы говорили, что им приходилось разгребать буквально завалы из трупов. Работали строго по 30 минут. Чтобы не заболеть кессонной болезнью, прямо возле затонувшего лайнера в специальных беседках под водой водолазы отдыхали -- проходили декомпрессию... Это был настоящий конвейер -- каждые два часа на «Нахимов» шла свежая пара. И так круглые сутки. Это было тяжело физически, но еще тяжелее морально, сказала мне врач-физиолог Зинаида Овсеенко, наблюдавшая за водолазами во время спуска (через микрофон она общалась со своими подопечными и следила за их состоянием): «Один из водолазов, Александр Жирлицкий, наткнувшись на завал из трупов, стал вести себя неадекватно. Видно было, что водолаз находился в шоковом состоянии. А его комментарии я слышала по связи. «Господи! -- воскликнул Саша, -- да они (трупы. -- Ред.) все беленькие, как живые!» И дальше он начинает разговаривать с трупами. «Что же ты глазочки открыла, давай я тебе глазочки закрою!» -- говорил водолаз, закрывая утопленникам глаза. Некоторые водолазы после увиденного отказывались снова идти в воду и просто сбегали».

Саша Жирлицкий также не выдержал и сбежал, вспоминает Зинаида Овсеенко. Но перед этим Саша чуть не погиб: на «Нахимове» его прижало дверью. Водолаза с трудом спасли.

Во время работ на затонувшем лайнере погибли два военных водолаза. Именно после этого все работы по поиску и подъему тел были прекращены. Но водолазы уверены, что на лайнере все еще оставались тела. С левого борта парохода они подняли всех, а вот проникнуть на правый борт они не смогли.

Главный водолазный специалист внутренних войск МВД России капитан первого ранга Леонид Ильин считает, что на «Нахимове» были и левые пассажиры. Они поднимались на борт в Ялте и Одессе -- вахтенные брали деньги у трапа. Официально сообщалось о 423 погибших, вспоминает Ильин. 65 трупов осталось на дне морском.

Водолазы сделали все, что было в человеческих силах, и даже больше... По завершении операции их поощрили. Военных водолазов наградили орденами и медалями. Другим же за ежесекундный риск навсегда остаться на затонувшем судне достались наручные часы «Слава» стоимостью 15 руб. с дарственной гравировкой от Гейдара Алиева. На 86 новороссийских водолазов выделили всего четыре семейные путевки на курорт и три маленьких телевизора. И это тоже не обсуждалось в те дни -- просто каждый делал свою работу.

Люди и версии

С раннего утра 1 сентября страшная весть разнеслась по Новороссийску. Поднятые тела в специальных пакетах переносили в ангары лесного порта. Именно там проходило опознание. Выживших в кораблекрушении направляли в больницы и гостиницы. Первым делом со спасшихся пассажиров надо было смыть машинное масло и синюю краску. Медперсонал первой горбольницы Новороссийска вспоминает, что все поступившие в клинику спасенные не могли говорить, потому что были в шоке, а еще оттого, что долго находились в холодной воде и все время кричали -- просили о помощи. По специальному лимиту городские власти выделили горбольнице дефицитные в то время лекарства -- фарингосепт и фалиминт, которых не было в свободной продаже. Но основное лечение сводилось к снятию депрессии. В то время психологов не было. В качестве психологов выступал медперсонал, который как мог успокаивал спасенных людей, вселяя в них надежду. Особенно тяжело приходилось врачам, когда их подопечных водили на опознание. Все держались на сильнодействующих препаратах.

Местные жители -- большей частью потомственные моряки и рыбаки, прекрасно разбирающиеся в судоходстве, -- и на работе, и дома обсуждали эту трагедию. Было непонятно, как в довольно большой бухте столкнулись два судна, которым ничего не мешало. Поползли слухи. Утверждали, что имя адмирала Нахимова преследовал злой рок. По крайней мере после гибели легендарного флотоводца все суда, названные в его честь, заканчивали свой век на дне морском -- терпели крушение во время шторма или гибли в морских сражениях.

Что касается неофициальных версий катастрофы, то их было множество. Например, предлагалась так называемая «алкогольная» версия, согласно которой капитаны судов были пьяны. На самом деле экспертиза подтвердила, что в момент столкновения капитаны были абсолютно трезвыми. Да и само судно «Адмирал Нахимов» считалось «трезвым»: горячительных напитков на лайнере не было, в барах предлагали только безалкогольные напитки. Ведь тогда в стране действовал так называемый горбачевский сухой закон, и шутки с алкоголем были плохи!

В городе также распространялись слухи о том, что якобы гибель парохода была специально организована с целью ликвидации находившегося на лайнере генерала КГБ Крикунова, вроде бы располагавшего неким компроматом на высших партийных функционеров СССР и Украины. Именно эти чиновники, шептались в городе, и решили убрать неудобного генерала.

Эта версия нелепа и абсурдна. Зачем топить огромный лайнер из-за одного человека, тем более когда есть большая вероятность его спасения? Кстати, выход «Нахимова» из порта был задержан на десять минут. Именно генерал Крикунов с семьей (вместе с ним погибли его жена, дочка и внук) не успевал к отплытию. И кто знает, выйди лайнер по расписанию, возможно, столкновения удалось бы избежать.

Существовала версия и о том, что причиной столкновения могли стать какие-нибудь другие суда, находившиеся на рейде. Поговаривали и о геомагнитных аномалиях, якобы вызвавших трагедию...

Следователи отработали все версии и вынесли свой вердикт: в катастрофе виноваты только капитаны -- кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Профессиональные моряки согласны с этим и считают, что «Васев» должен был пропустить «Нахимова». Свидетельствует капитан первого ранга Леонид Ильин: «Это вина обоих капитанов, но в большей степени капитана сухогруза Виктора Ткаченко. Дежурная служба портофлота предупредила его -- пропустите «Нахимова»! Он этого не сделал. А вина Маркова в том, что он не находился на мостике лайнера, а сидя у себя в каюте, отдавал оттуда распоряжения».

О разболтанности и разгильдяйстве говорит и капитан первого ранга Борис Свиркунов -- именно его курсанты из Новороссийской мореходки в день трагедии на ялах устремились к тонущему лайнеру: «Там была настолько элементарная обстановка, что я просто отказываюсь понимать, как могло произойти столкновение. Это просто какая-то бесшабашность людей и нежелание отвечать за свои поступки...»

Капитан буксира «Марс» Владимир Дусов, экипаж которого спас 52 человека, придерживается схожего мнения: «Все переговоры «Васева» с «Нахимовым» мы слышали. Они по рации заключили между собой джентльменское соглашение -- то есть разойдемся правыми бортами! Раз «Васев» обещал, что пропустит «Нахимова», то должен был пропускать. Но капитан «Васева» понадеялся на электронику, все на радары смотрел...»

Причина трагедии одна -- ошибка капитанов обоих судов, рассказал мне капитан Новороссийского порта Георгий Попов. В большей степени -- капитана «Петра Васева» Виктора Ткаченко, в меньшей -- Вадима Маркова, капитана «Адмирала Нахимова»: «Ткаченко не сдержал обещание, данное Маркову, пропустить лайнер. Каждый моряк понимает, что подходящее к порту судно всегда уменьшает скорость, с мостика ведется усиленное визуальное наблюдение, не говоря уже о радарах и эхолотах. Ткаченко торопиться не надо было, но скорость на подходе к порту он развил недопустимо большую. Да разгрузил бы свои 40 тыс. тонн зерна на следующий день! Никакой срочности ни в его сухогрузе, ни в его зерне не было. Это просто фатальная ошибка. Ошибка!»

Эпилог

Спустя полгода после катастрофы в центре Одессы, в здании ДК железнодорожников состоялся суд над двумя капитанами. Вадима Маркова и Виктора Ткаченко признали виновными по статье 85 УК РСФСР и приговорили к 15 годам лишения свободы каждого. Однако спустя шесть лет, в ноябре 1992 года, когда Советского Союза уже не было, указами президентов России и Украины осужденных помиловали и освободили. До последнего времени капитан затонувшего лайнера жил в Одессе. Одно время Вадим Марков работал капитаном-наставником на пассажирских судах. Сейчас на пенсии.

А капитан сухогруза Виктор Ткаченко сменил фамилию на Тальор и уехал в Израиль. Дальше его след обрывался...

8 сентября 2003 года у берегов Канады потерпела крушение яхта, направлявшаяся из американского города Бостона в Европу. Береговой патруль обнаружил тела трех членов команды. Среди погибших был и капитан яхты, гражданин Израиля Виктор Тальор...

=========================================================

31 августа 1986 года выходивший из Новороссийского порта пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» столкнулся в акватории Цемесской бухты с сухогрузом «Петр Васев», который вез в порт 40 тыс. тонн зерна. Столкновение произошло на встречных курсах в 23 часа 12 минут, когда акватория бухты была практически свободной.

На борту «Адмирала Нахимова» находилось более 1000 человек, отправлявшихся в круиз по Черному морю. Пассажирский лайнер получил пробоину по центру корпуса и затонул в течение семи минут, унеся на морское дно сотни пассажиров и членов экипажа. По официальным данным, в результате катастрофы погибло 423 человека. Тела сотен людей были подняты на поверхность специальными водолазными группами. Однако 65 трупов остались на дне: работы на затонувшем лайнере были прекращены после гибели двух военных водолазов.

Следствие возглавил следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры России Борис Уваров. Оно продолжалось полгода и пришло к выводу, что причиной столкновения стали грубые ошибки, допущенные капитанами обоих судов. Суд приговорил капитана «Адмирала Нахимова» Вадима Маркова и капитана «Петра Васева» Виктора Ткаченко к 15 годам лишения свободы каждого. «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»
Николай МАМУЛАШВИЛИ, политический обозреватель «Радио России», -- для газеты «Время новостей», Новороссийск--Москва
//  читайте тему  //  Исторические версии


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  31.08.2006
www.sea.infoflot.ru
20 лет назад затонул теплоход "Адмирал Нахимов". "Времени новостей" стали известны причины трагедии
Ничто не совершенно -- только капитан (надпись на старинном боцманском свистке)... >>
//  читайте тему:  Исторические версии
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика