N°97
03 июня 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  03.06.2005
«Юг России -- не черная дыра»
версия для печати
Чрезвычайно перспективный для России Кавказский регион, имеющий выгодное географическое положение и связанные с ним преимущества, обладающий многоотраслевым ресурсным потенциалом, сегодня, однако, главная болевая точка России. Ситуация патовая: не решив проблемы Северного Кавказа, Россия не может эффективно развиваться, но в то же время регион все более отстает в социально-экономической сфере от других субъектов Российской Федерации и жизненный уровень там остается неприемлемо низким. Это отставание питает антироссийские настроения, отчуждение, сепаратизм, межконфессиональные противоречия и множество других негативных тенденций, слишком опасных, чтобы ими пренебрегать.

Из ныне действующих федеральных институтов, которые знают все проблемы и реально пытаются изменить ситуацию, наиболее активна комиссия по проблемам Северного Кавказа Государственной думы под председательством вице-спикера палаты Владимира Катренко. Комиссия работает уже восемь месяцев -- можно говорить о некоторых итогах этой работы и ее влиянии на развитие ситуации. Владимир КАТРЕНКО рассказал о работе комиссии корреспонденту «Времени новостей» Ксении ВЕРЕТЕННИКОВОЙ.

-- Владимир Семенович, в начале своей работы комиссия подготовила предложения правительству. Например, была идея снизить налог на прибыль для предприятий Северного Кавказа. Что из предложенного комиссией поддержано кабинетом министров?

-- На ряд наших инициатив правительство отреагировало положительно и довольно быстро. Наши предложения, касающиеся финансирования тех объектов, которые могут в перспективе служить точками роста для республик Северного Кавказа, нашли понимание и свое место в федеральной адресной инвестиционной программе. Мы много говорили о развитии портов, о первоочередной необходимости развивать инфраструктуру, строить дороги. Правительство и президент поддержали наши предложения по развитию инфраструктуры аэропортов в Южном федеральном округе. Мы добились финансирования в рамках федеральной инвестиционной программы более 150 объектов. Размер инвестиций -- около 2,5 млрд руб. Несколько объектов могу назвать по памяти: это Федеральный центр диализа и трансплантации почки в Волгограде, строительство корпуса экономического факультета и факультета защиты растений в Ставропольском государственном университете, строительство городского университета в Кабарде. Мы добились привлечения финансирования к программе газификации Астраханской области, развития инфраструктуры Махачкалинского торгового порта...

К сожалению, мы пока не можем похвастать тем, что решены вопросы налоговой и тарифной политики. Это проблема не только Южного федерального округа, но и всей страны. Последние встречи -- с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко и другими ответственными лицами -- показали, что правительство не совсем готово предложить меры в этой области. Поэтому одним из главных направлений нашей работы на ближайшее время будут попытки достучаться до тех инстанций, которые принимают решения.

-- Пока идут совещания, отчаяние народов Северного Кавказа мастерски обрабатывают экстремисты, провоцируя вспышки народного недовольства, подогревая этносепаратизм, межрелигиозные конфликты и вербуя смертников. У вас нет ощущения, что мы опаздываем?

-- Рассчитывать на скорое разрешение проблем Северного Кавказа было бы наивно. Главный вывод, который мы сделали после восьми месяцев работы комиссии, таков: сегодня во многих министерствах и ведомствах в рамках нашего уважаемого правительства есть серьезная недооценка тех проблем, которыми болеет Южный федеральный округ. Затягивание решения задач этого региона может привести к очень тяжелым последствиям для России. Очень плохо, что сегодня многие руководители ответственных направлений нашей экономики и социальной политики слушают, но не слышат всего того, что здесь происходит. На последнем заседании комиссии мы решили активизировать работу во всех тех структурах, в которых мы представлены, ведь каждый депутат -- член думского комитета, входит в состав разного рода межправительственных комиссий, коллегий разных министерств. Мы будем и впредь добиваться от ответственных людей в министерствах, чтобы они прониклись проблемами Северного Кавказа. Кроме того, используя потенциал депутатского корпуса, мы будем стараться активнее продвигать те законы, которые могли бы реально повлиять на изменение ситуации к лучшему.

Что же касается разжигания конфликтов на юге, то это, как вы знаете, происходит не год, не два и началось задолго до создания комиссии. И не в ее силах это остановить. Но мы совершенно убеждены в том, что назрела настоятельная необходимость координировать, системно отстраивать всю политику в регионе. Могу ответственно заявить, что на сегодняшний день в России таких возможностей больше, чем два-три года назад, после назначения полпредом президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, который является и председателем чрезвычайной правительственной комиссии, а также после появления Министерства регионального развития, которое возглавил бывший полпред в ЮФО Владимир Яковлев. У меня, как у человека, рожденного на этой благословенной и в то же время исстрадавшейся земле, есть надежда, что такая системная политика начнет отстраиваться. Конечно же с нашей помощью.

-- Взаимодействует ли комиссия с рабочей группой под руководством председателя думского комитета по безопасности Владимира Васильева, которая появилась после трагедии в Беслане для усовершенствования законодательства в сфере безопасности?

-- Конечно. Депутаты из комиссии по проблемам Северного Кавказа предложили целый ряд законодательных инициатив, касающихся внесения изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы. Только в закон о противодействии терроризму члены нашей комиссии внесли более 70 поправок. 19 из них всеми сторонами процесса уже согласованы. Этот закон, как вы знаете, сейчас "подвис" из-за того, что представители правительства, администрации президента и депутатский корпус не находят компромиссных решений.

Мы также внесли много законопроектов, касающихся вопросов социальной политики. Надо отдать должное депутатам нашей комиссии, которые активно занимались и продолжают заниматься лоббированием интересов своих республик, краев и областей по увеличению финансирования. Расхожее мнение о том, что Южный регион -- это черная дыра и сколько денег туда ни давай -- все бесполезно, мы опровергаем конкретными фактами. Например, вот такой глобальный факт, который мы выявили в процессе работы: все программы, что принимались последние пятнадцать лет, в лучшем случае были профинансированы на 10%. И на столько же реализованы. И это помощь в развитии региона, который нуждается во внимании государства как никакой другой! И от которого стабильность государства зависит более, чем от какого-либо другого региона.

-- А внутри Северного Кавказа есть ли регион, нуждающийся в повышенном внимании?

-- Было бы несправедливо вычленять проблемы одной республики, отодвигая в тень другие. Есть проблемы у Ставропольского края, но у Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии их не меньше. Причем значительная часть этих проблем - комплексные, и решать их нужно комплексно. Все 13 субъектов Северного Кавказа связаны между собой глобально. Любой крупный проект затронет интересы всего региона. Взять, к примеру, такой глобальный проект, как строительство автомобильной дороги, о которой здесь мечтают уже больше 60 лет: через Калмыкию, Кавказские Минеральные воды или Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию и Адыгею к Черному морю. Такая дорога сократила бы время доставки пассажиров -- жителей региона и грузов в два-три раза. То же самое, если говорить о строительстве портов, железнодорожных и автомобильных магистралей, прокладке газопроводов и трубопроводов.

-- В последнее время заявки на роль гаранта мира и стабильности в регионе все активнее поступают от НАТО, Турции, Ирана. В принципе способно ли вмешательство "третьей силы" оздоровить ситуацию на Северном Кавказе?

-- Мы очень рады, что проблемы Северного Кавказа не остаются без внимания со стороны этих уважаемых государств и организаций. Но такая роль может быть исполнена только Россией -- в силу многих обстоятельств. И я абсолютно убежден, что руководство страны, республик, жители этого прекрасного региона в состоянии справиться со своими проблемами сами.
Беседовала Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  03.06.2005
AP
Индия и Китай усиливают влияние в ООН и Центральной Азии
Вчера во Владивостоке состоялась первая тройственная встреча глав МИД России, Индии и Китая. Идея стратегического треугольника Россия--Индия--Китай, предложенная еще в 1998 году тогдашним российским премьером Евгением Примаковым, все-таки заработала.. >>
  • //  03.06.2005
Газета "Время новостей" решила выяснить, насколько серьезна ситуация в российской экономике, у независимых экспертов... >>
  • //  03.06.2005
Чечня будет прирастать Сибирью
Чеченский президент Алу Алханов совершает экономическое турне по российским регионам: в начале недели он уже побывал в Челябинске, а вчера в Кемерове подписал соглашение о социально-экономическом и культурном сотрудничестве между Кузбассом и Чечней... >>
  • //  03.06.2005
Вячеслав Кочетков
Андрей Илларионов поставил диагноз экономической политике
Дело ЮКОСа, ухудшение макроэкономических показателей, ослабление бюджетной политики, выразившееся в резком увеличении бюджетных расходов, свидетельствуют о том, что страна, ее экономика серьезно больна, а на лечение потребуется не один год... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  03.06.2005
Москва предложит компенсировать ущерб от «блэкаута» акциями "Мосэнерго"
Обещание столичных чиновников уже 2 июня озвучить размер убытков, которые понесла экономика Москвы от недавнего энергетического кризиса, осталось невыполненным... >>
  • //  03.06.2005
Петербургское «Яблоко» объявило войну председателю городского парламента
Петербургская организация партии «Яблоко», похоже, окончательно решила встать на тропу войны с руководителем местного отделения «Единой России» Вадимом Тюльпановым, который по совместительству является председателем законодательного собрания Санкт-Петербурга... >>
  • //  03.06.2005
Кирилл Каллиников
Отсутствие у правительства экономического курса ведет к стагнации
Внятному экономическому курсу и реальным реформам правительство по-прежнему предпочитает дележку доходов от удачной внешней конъюнктуры. Такой "курс" если и не грозит немедленным кризисом, то уверенно приближает российскую экономику к стагнации... >>
  • //  03.06.2005
Чрезвычайно перспективный для России Кавказский регион, имеющий выгодное географическое положение и связанные с ним преимущества, обладающий многоотраслевым ресурсным потенциалом, сегодня, однако, главная болевая точка России... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика