N°94
31 мая 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  31.05.2005
Бренды продаются лучше, чем книги
версия для печати
О некоторых заметных книгах и тенденциях рынка рассказывает специалист по продажам, попросивший не называть его имени. Он пользуется в основном экспертными оценками, так как считает, что статистические данные о состоянии российского книжного рынка часто бывают недостоверными.

Суммарный тираж более 1 млн экземпляров имеют в новой России единицы книг. Авторов, имеющих суммарный тираж всех своих произведений, превышающий 1 млн экземпляров, изрядное число. Безусловный лидер -- Дарья Донцова. На одной из недавних международных ярмарок ее издатель, «Эксмо», озвучил цифру ее суммарного тиража -- 62 млн экземпляров. С той поры еще прилично добавилось. Но и названий в ее списке больше шестидесяти. «Эксмо» -- безусловный лидер в создании брендов и доведении их до огромных суммарных тиражей. Чтобы понятно было, каких усилий это требует, приведу цифру, услышанную как-то от издателя: за один год Татьяна Устинова появлялась на телеэкране 130 раз, т.е. издатель добивается ситуации постоянного присутствия автора в доме потенциального читателя.

Вообще, вот уже несколько лет как книжный бизнес стал частью шоу-бизнеса -- со всеми свойственными ему приемами. Есть продюсеры, они разрабатывают стратегию, вкладывают деньги и получают бренд, который иногда приносит значительную прибыль. В стране есть несколько издательств, которые занимаются этим планомерно, с выделением огромных бюджетов. «АСТ» -- другой безусловный лидер нашего книжного рынка -- спешно бросился по этому пути догонять «Эксмо» и добился потрясающего успеха с «Ночным дозором» (вообще, тема «ТВ, кино, книги» требует отдельного серьезного обсуждения). Из последних новинок -- «Код да Винчи» Дэна Брауна.

Эти два издательства тратят серьезные деньги не только на создание и продвижение своих брендов, но и просто на исследование книжного рынка.

Отчасти этим занимается «Росмэн», но суммы вложений у него гораздо меньше. Очень неплохо организуют пиар питерские «Азбука» и «Амфора».

Есть некоторые проекты, которые не летят со старта сумасшедшими тиражами, но продаются долго, и, наверное, некоторые -- например, «Парфюмер» Патрика Зюскинда -- преодолели заветный миллион. Борис Акунин, мне кажется, сейчас получает большое удовлетворение -- практически любая его новая книга обречена на успех. То, что он делает в последнее время (я имею в виду проект «Жанры»), продается похуже, чем романы о Фандорине, но все равно гораздо лучше большинства книг других авторов. Суммарный тираж книг Бориса Акунина составляет, видимо, не один десяток миллионов экземпляров.

«Гарри Поттера» сосчитать проще всего -- каждая книга выходит на рубеж минимум 1,5 млн экземпляров. Дальнейший рост зависит от того, сколько книг еще напишет Ролинг. Обещала она семь, но, кажется, ей будет нелегко остановиться. Каждая новая книжка имела и будет иметь успех, хотя пик продаж становится все более узким -- огромный интерес у книготорговцев и покупателей в момент появления и быстрый спад продаж до выхода нового тома. Правда, с выходом каждой новой книжки интерес ко всем предыдущим несколько оживает.

Для ведущих российских издательств бестселлеры являются основой бизнеса: 20--30% названий книг приносят им до 70--80% дохода. Ориентация на планово создаваемые бренды приводит к тому, что финансовые потоки заворачивают к ним. Остальные, более мелкие и менее заметные издатели, явно недополучают внимания продавцов, а значит, и денег. Думаю, что около 30% денег книжного рынка сегодня оттягивают на себя предоплаты так называемых «мегабестселлеров». И потому разрыв в благосостоянии «богатых» и «бедных» издательств будет только увеличиваться.

Гранды начали гораздо более энергично вести себя и на рынке авторских прав. Все чаще слышу от небольших издательств: «Да, мы находим талантливого автора и делаем его известным. Но мы понимаем, что через некоторое время его у нас просто перекупят, и с этим ничего не поделаешь».

Чудеса могут быть, но их все меньше и меньше. Конечно, может возникнуть гений, который сам пробьется. Но в подавляющем большинстве случаев за большим успехом книги сегодня стоит труд издателя по продвижению ее как товара.
Борис ПАСТЕРНАК
//  читайте тему  //  Круг чтения


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  31.05.2005
Поводом к появлению очередной полосы, посвященной книжному бизнесу (четвертой по счету в 2005 году, предыдущие -- в №11, 35 и 63), стало обращенное к коллегам письмо директора питерского издательства «Лимбус» Константина ТУБЛИНА, где он описывал результаты эксперимента, проведенного несколькими издателями.. >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  31.05.2005
В списке безусловных бестселлеров последних лет несколько позиций принадлежат Борису Акунину с его романами об Эрасте Фандорине, выпущенными издательством «Захаров». Был ли этот успех сконструирован или все вышло само собой? Отвечает издатель Игорь ЗАХАРОВ... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  31.05.2005
О некоторых заметных книгах и тенденциях рынка рассказывает специалист по продажам, попросивший не называть его имени. Он пользуется в основном экспертными оценками, так как считает, что статистические данные о состоянии российского книжного рынка часто бывают недостоверными... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  31.05.2005
Газета «Книжное обозрение» еженедельно публикует списки самых продаваемых книг -- как беллетристики, так и нон-фикшн. Газета «Время новостей» обратилась к ведущему рубрики «Рейтинги» Андрею ЩЕРБАКУ-ЖУКОВУ с просьбой подвести итоги «книжного соревнования» и определить, какие книги имели у покупателей самый устойчивый успех за последние 12 месяцев. Вот этот список... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика