|
|
N°94, 31 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бренды продаются лучше, чем книги
О некоторых заметных книгах и тенденциях рынка рассказывает специалист по продажам, попросивший не называть его имени. Он пользуется в основном экспертными оценками, так как считает, что статистические данные о состоянии российского книжного рынка часто бывают недостоверными.
Суммарный тираж более 1 млн экземпляров имеют в новой России единицы книг. Авторов, имеющих суммарный тираж всех своих произведений, превышающий 1 млн экземпляров, изрядное число. Безусловный лидер -- Дарья Донцова. На одной из недавних международных ярмарок ее издатель, «Эксмо», озвучил цифру ее суммарного тиража -- 62 млн экземпляров. С той поры еще прилично добавилось. Но и названий в ее списке больше шестидесяти. «Эксмо» -- безусловный лидер в создании брендов и доведении их до огромных суммарных тиражей. Чтобы понятно было, каких усилий это требует, приведу цифру, услышанную как-то от издателя: за один год Татьяна Устинова появлялась на телеэкране 130 раз, т.е. издатель добивается ситуации постоянного присутствия автора в доме потенциального читателя.
Вообще, вот уже несколько лет как книжный бизнес стал частью шоу-бизнеса -- со всеми свойственными ему приемами. Есть продюсеры, они разрабатывают стратегию, вкладывают деньги и получают бренд, который иногда приносит значительную прибыль. В стране есть несколько издательств, которые занимаются этим планомерно, с выделением огромных бюджетов. «АСТ» -- другой безусловный лидер нашего книжного рынка -- спешно бросился по этому пути догонять «Эксмо» и добился потрясающего успеха с «Ночным дозором» (вообще, тема «ТВ, кино, книги» требует отдельного серьезного обсуждения). Из последних новинок -- «Код да Винчи» Дэна Брауна.
Эти два издательства тратят серьезные деньги не только на создание и продвижение своих брендов, но и просто на исследование книжного рынка.
Отчасти этим занимается «Росмэн», но суммы вложений у него гораздо меньше. Очень неплохо организуют пиар питерские «Азбука» и «Амфора».
Есть некоторые проекты, которые не летят со старта сумасшедшими тиражами, но продаются долго, и, наверное, некоторые -- например, «Парфюмер» Патрика Зюскинда -- преодолели заветный миллион. Борис Акунин, мне кажется, сейчас получает большое удовлетворение -- практически любая его новая книга обречена на успех. То, что он делает в последнее время (я имею в виду проект «Жанры»), продается похуже, чем романы о Фандорине, но все равно гораздо лучше большинства книг других авторов. Суммарный тираж книг Бориса Акунина составляет, видимо, не один десяток миллионов экземпляров.
«Гарри Поттера» сосчитать проще всего -- каждая книга выходит на рубеж минимум 1,5 млн экземпляров. Дальнейший рост зависит от того, сколько книг еще напишет Ролинг. Обещала она семь, но, кажется, ей будет нелегко остановиться. Каждая новая книжка имела и будет иметь успех, хотя пик продаж становится все более узким -- огромный интерес у книготорговцев и покупателей в момент появления и быстрый спад продаж до выхода нового тома. Правда, с выходом каждой новой книжки интерес ко всем предыдущим несколько оживает.
Для ведущих российских издательств бестселлеры являются основой бизнеса: 20--30% названий книг приносят им до 70--80% дохода. Ориентация на планово создаваемые бренды приводит к тому, что финансовые потоки заворачивают к ним. Остальные, более мелкие и менее заметные издатели, явно недополучают внимания продавцов, а значит, и денег. Думаю, что около 30% денег книжного рынка сегодня оттягивают на себя предоплаты так называемых «мегабестселлеров». И потому разрыв в благосостоянии «богатых» и «бедных» издательств будет только увеличиваться.
Гранды начали гораздо более энергично вести себя и на рынке авторских прав. Все чаще слышу от небольших издательств: «Да, мы находим талантливого автора и делаем его известным. Но мы понимаем, что через некоторое время его у нас просто перекупят, и с этим ничего не поделаешь».
Чудеса могут быть, но их все меньше и меньше. Конечно, может возникнуть гений, который сам пробьется. Но в подавляющем большинстве случаев за большим успехом книги сегодня стоит труд издателя по продвижению ее как товара.
Борис ПАСТЕРНАК