N°74 28 апреля 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Столетняя революция: юбилей начала и начало конца
Революции только представляются точками на оси истории. На деле историческое время между началом и концом революций необычайно по интенсивности и неопределенно по длительности. Если начало революционного взрыва и удается локализовать в исторической памяти, то конец обычно расплывается во времени, вызывая ожесточенную полемику среди историков. Сравнительно недавно один из них, Франсуа Фюре, убеждал коллег: «Французская революция закончилась». По его мнению, пока историки эмоционально зависят от революции и это чувствуется в их работах, она продолжается. Политики начинают революции -- кончают их историки.
Пора начать спор и о границах российской революции. В этом году можно отмечать столетие ее начала, когда же конец? Вопреки общепринятым схемам, согласно которым советский период был начат и закончен двумя революциями, а сам представлял нечто цельное и устоявшееся, правильнее рассматривать этот период как состояние непрерывной, затянувшейся, постепенно истощавшей себя революции. Только сейчас мы вступаем в постреволюционную эпоху. «Пост-» не в отношении переворота 1991 года, который слишком поспешно сочли очередной русской революцией, но по отношению к перманентной революции, начатой в 1905-м, имевшей многие вершины и спады и выдохшейся к концу XX века. Возможно, завершение Столетней революции потребует еще одной революции -- будем надеяться, бескровной и короткой. Примеры тому на постсоветском пространстве мы только что видели. Такая перспектива непременно ведет к переосмыслению ценностного содержания самого понятия революции. Для профессиональной истории, а еще больше для исторической памяти это значит (или будет значить) выстраивание новых дистанций и контрастов внутри Столетней революции. Нынешняя сосредоточенность общества на исторической памяти есть характерная черта постреволюционного времени. Историческая травма, причиненная революцией, продолжает жить, изживаться и пережевываться выжившими. Завершение революции предполагает не примирение между полярными идеями, которые на деле несовместимы, но выбор одной из этих идей большинством действующих лиц -- политиков, историков, публики. Консенсус никогда не является абсолютным, и вместе с тем его всегда можно отличить от его отсутствия. Механизм памяти включает «твердую» и «мягкую» память. Твердая память хранится в длящемся во времени материальном субстрате, прежде всего в памятниках; вторая имеет текстуальный характер и живет в текущем публичном дискурсе. Мягкая память не зависит от государства и полностью принадлежит гражданскому обществу. Наоборот, средства твердой памяти находятся под контролем государства. Два вида исторический памяти -- документы и монументы, тексты и мемориалы, нарративы и памятники -- дополняют друг друга и взаимно необходимы. Главная проблема российского общества заключается не в отсутствии памяти, а в том, что она вся остается на уровне мягкой памяти. Ее переход в твердую память оказывается затруднен либо из-за отсутствия общественного консенсуса, либо из-за репрессии такого перехода государством (либо того и другого). Не кристаллизовавшись, память живет горячей политической жизнью...
Нет ничего удивительного в том, что люди хотят и поодиночке, и всем миром (нацией, человечеством) как можно удобнее устроиться не только в пространстве, но и во времени. Сложность, однако, в том, что в нем невозможно устроиться однажды и навсегда. Россия не единственная «страна с непредсказуемым прошлым»... >>
По официальной версии -- День народного единства. Законодатели наши убеждены, что в этот день в 1612 году была освобождена Москва и закончилось Смутное время. Однако никаких свидетельств о сколько-нибудь значимых для гражданской истории событиях, случившихся в воскресенье 25 октября (по новому стилю -- 4 ноября) 1612 года современники не оставили... >>
Рассказывая о любой войне, в которой принимала участие Россия, школьники почти всегда употребляют местоимение «мы»: мы разбили немцев под Сталинградом, мы победили Наполеона, мы разбили шведов под Полтавой... >>
Русское пространство -- это христианское пространство... Как конструируют свое христианское пространство восточные славяне (жители Киевской Руси)?.. >>
Революции только представляются точками на оси истории. На деле историческое время между началом и концом революций необычайно по интенсивности и неопределенно по длительности... >>
О конструировании и передаче коллективных представлений в России 1970--2000-х годов Если главным событием российской истории ХХ века, по данным массовых социологических опросов конца 1980-х -- начала 2000-х годов для россиян выступает победа в Великой Отечественной войне, то лучшим временем, в котором респонденты хотели бы жить, они уже примерно с 1993--1994 годов после начала гайдаровских реформ, приватизации и т.д. объявляют брежневскую эпоху... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|