N°74
28 апреля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.04.2005
Александр Миридонов
"Поэт" на службе поэзии
Учреждена национальная литературная премия

версия для печати
Литературных наград в России довольно много, и появление «еще одной» вроде бы не должно существенно изменить картину нашей словесности. Несмотря на это невольно лезущее в голову соображение и память о преждевременных финишах нескольких значимых литературно-премиальных сюжетов, рождение национальной премии «Поэт» может стать серьезным событием. Высокого лауреатского звания, диплома, нагрудного знака и суммы вознаграждения, эквивалентной 50 тыс. долл., ежегодно будет удостаиваться поэт, пишущий ныне стихи на русском языке. Разделение премии между двумя (и более) стихотворцами и награждение умерших авторов исключается. Невозможно и повторное премирование: поэт и есть поэт -- тут ни убавить, ни прибавить. Премия учреждена Обществом поощрения русской поэзии (основано в апреле 2005 года) при поддержке (не только материальной) РАО «ЕЭС России». Миссию выбора лауреатов надлежит исполнять членам попечительского совета общества, в который вошли критики и историки словесности: Ирина Роднянская, Андрей Арьев (СПб.), Дмитрий Бак, Николай Богомолов, Яков Гордин (СПб.), Павел Крючков, член-корреспондент РАН Александр Лавров (СПб.), Самуил Лурье (СПб.), Андрей Немзер, Владимир Новиков и Сергей Чупринин (на него возложены обязанности исполнительного директора общества). Пополнение попечительского совета возможно, но ныне этот вопрос не обсуждается. Представителей РАО «ЕЭС России» в совете нет и не будет, хотя на пресс-конференции, посвященной учреждению премии, присутствовал член правления РАО Леонид Гозман, объяснивший, почему корпорация энергетиков принялась за реализацию проекта, формально никак не связанного с ее практической деятельностью. Только потому, что истинная поэзия -- великая ценность, чувство благодарности поэтам -- естественно, а Россия должна лучше знать и больше читать сынов гармонии. Та же мысль прозвучала в выступлении на пресс-конференции главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого, подчеркнувшего значимость «общественного» характера новой премии.

Нет в составе попечительского совета и потенциальных лауреатов, ибо их дело -- не оценивать собратьев, но служить Слову, врачевать болящий дух песнопеньем, призывать милость к падшим, преобразовывать шум времени, напоминать о высшей гармонии, хранить незыблемые заветы и открывать неведомые дали.

Имя первого лауреата будет названо в конце мая. Надо надеяться, что оно не станет яблоком раздора ни среди судей (в процессе их работы), ни для литераторского круга и читательского сообщества (после оглашения). По-настоящему крупных поэтов, тех, что независимо от наличия-отсутствия премий уже вошли в состав воздуха русской словесности, тех, без кого не помыслишь нашей великой поэтической традиции, конечно, не много (так никогда не бывает), но и не так уж мало (по моим личным ощущениям, не меньше десяти). Не так уж важно, кто из них окажется «первым», а кто «вторым», «пятым», «седьмым». Не так уж важно, большая или меньшая группа поддержки (имею в виду истинных читателей, а не блюстителей ранжиров и обойм) сейчас окружает каждого из потенциальных лауреатов. Человек, действительно любящий стихи, знающий им цену, не представляющий без них своей жизни (и жизни своей культуры), может по-разному оценивать масштаб дарования того или иного из детей Аполлона, может (и должен) хранить верность своему избраннику, может раздражаться консерватизмом или авангардизмом, многописанием или затаенностью нелюбезного его сердцу сочинителя, но в глубине души, как правило, умеет отличить поэта от стихослагателя. И, памятуя о необходимости для словесности того, что Мандельштам называл «литературной злостью», умеет ценить волшебную неповторимость всякой личной поэтической системы, то «не общее выражение» многих лиц, без которого наша (да и любая) словесность перестала бы быть собой.

Сказать спасибо большому поэту -- дело достойное. Но все же это -- «полдела», а может, и четверть. Надо, чтобы это «спасибо» услышали не одни лишь друзья и близкие лауреата, не только те читатели, что давным-давно прикипели к его стихам, но и читатели потенциальные -- те, кто пока не знает, сколь велико и обильно наше поэтическое хозяйство. Надо, чтобы за награждениями мастеров следовали их публичные выступления (и не только в культурных столицах), продвижение их книг (прежде всего в провинцию, где читателей стихов куда больше, чем предлагаемых им изданий), поддержка их собратьев по поэтическому цеху (вне зависимости от возраста, статуса, места проживания и включенности в ту или иную литераторскую тусовку), поощрения исследовательских работ, посвященных как новейшим авторам, так и всей русской поэзии (ибо никакого сгинувшего «вчера» в поэзии не может быть по определению). Одним словом, нужна непрерывная и кропотливая работа. Если национальная премия «Поэт» ее хоть в какой-то мере стимулирует, ни у кого не повернется язык назвать ее «еще одной». Если дело сведется к ежегодному признанию бесспорных заслуг истинных наследников Орфея, без скепсиса, недоумений, а то и досады не обойтись. «Поэт» -- слово весомое. То есть ко многому обязывающее. И учредителей премии, и тех, кто рад ее приветствовать, и будущих лауреатов.
Андрей НЕМЗЕР
//  читайте тему  //  Круг чтения


  КУЛЬТУРА  
  • //  28.04.2005
Александр Миридонов
Учреждена национальная литературная премия
Литературных наград в России довольно много, и появление «еще одной» вроде бы не должно существенно изменить картину нашей словесности... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  28.04.2005
Российские блокбастеры и государственная политика
Александр Голутва -- заместитель Михаила Швыдкого, отвечающий в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии за кинематографию, -- обнародовал приоритеты государственной поддержки отрасли... >>
  • //  28.04.2005
Михаил Гутерман
Трагифарс Сухово-Кобылина стал главной пьесой сезона
В калягинском театре Et cetera пьесу «Смерть Тарелкина» (см. «ВН» от 4 апреля) поставил Оскарас Коршуновас; почти одновременно спектакль по «Смерти Тарелкина» на Малой сцене Театра имени Ермоловой выпустил Алексей Левинский. Ожидается, как я знаю, еще пара премьер... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  28.04.2005
«Дровосек» на экранах Москвы
Уолтер не был дома двенадцать лет. Вернувшись в небольшой филадельфийский городок из мест не столь отдаленных, он обнаружил, что мир вокруг сильно помолодел, чего не скажешь о нем самом. Придется привыкать к новому распорядку... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  28.04.2005
Большой театр объявил свои планы
Сезон 2005/06 в Большом театре -- первый без Основной сцены, без здания, с которым привычно ассоциируется Большой. Естественно, встает вопрос: чего стоит труппа без знаменитой люстры? На пресс-конференции руководители театра рассказали, что ждет нас в грядущем сезоне... >>
//  читайте тему:  Театр
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика