N°67 19 апреля 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Роль «копейки» в истории Легендарной модели «Жигулей» исполняется 35 лет
Российский автопром готовится отпраздновать своеобразный юбилей: ровно 35 лет назад, 19 апреля 1970 года, с главного конвейера Волжского автозавода сошли первые автомобили ВАЗ-2101, более известные в народе как «копейка». Представлять эту машину не надо: за 13 лет было выпущено почти 3 млн автомобилей.
Несмотря на то что «копейка» не выпускается уже более 20 лет, эти автомобили продолжают бегать по российским дорогам. Более того, эта надежная, неприхотливая и выносливая машина по-прежнему вызывает интерес у потенциальных покупателей. Владельцы «копеек» знают, что стоит завернуть на парковку, как сразу последует вопрос «Не продаете?», а у машины, стоящей около дома, почти каждую неделю под дворниками появляется записочка «Куплю вашу машину». Причем наибольшим спросом пользуются именно первые выпуски «копейки», отличающиеся белыми подфарниками и круглым никелированным зеркалом заднего вида. Однако владельцы «копеек», для которых этот автомобиль в свое время стал воплощением мечты, расставаться с машинами не спешат. Сегодня трудно поверить, что эти бережно сохраненные машины (других уже практически не осталось) пришли к нам из тех времен, когда бензин стоил дешевле газировки -- 10 копеек литр, а лозунг «Каждой семье -- личный автомобиль» казался большей фантастикой, чем построение коммунизма к 1980 году. В благословенные 70-е, когда Элвис Пресли дарил маме розовые «Кадиллаки», в отечественном автомобилестроении тон по-прежнему задавали старые немецкие автозаводы, вывезенные из побежденной Германии еще в 40-е годы. Пределом мечтаний советского человека тогда была 21-я «Волга», а реально он мог рассчитывать лишь на приобретение «Запорожца» или 412-го «Москвича». На этом фоне мощная, приемистая и быстрая «копейка» произвела настоящий фурор. При немалой стоимости в 5500 руб. приобрести ее в магазине было нельзя -- машины продавались по талонам, талоны распределялись через учреждения, но и там очереди на них стояли годами. При таком спросе автозавод не баловал потребителей широкой цветовой гаммой своей продукции -- в первые годы покупатель мог выбирать преимущественно из двух цветов -- серого или морковного. На российских дорогах «копейке» не было равных. Прототипом «Жигулей» стал простой и надежный «Фиат-124», завоевавший в 1965 году титул «Автомобиль года». В Тольятти в рекордные сроки был построен крупнейший в Европе автозавод. Однако дешевый и утилитарный «Фиат» был не просто скопирован, а подвергся творческой адаптации к суровым российским реалиям. Помня о двух главных бедах России, конструкторы первым делом усилили бамперы и приварили к ним буксировочные проушины, предусмотрев к тому же отверстие для «кривого стартера», о котором в Италии давно забыли. Затем увеличили клиренс и усилили подвеску, попутно заменив задние дисковые тормоза на более надежные барабанные. Изменения коснулись и салона автомобиля. Пытаясь, очевидно, преодолеть негативные демографические тенденции за счет стесненных жилищными условиями автотуристов, конструкторы сделали спинки передних сидений на «копейке» раскладывающимися, благодаря чему салон автомобиля стал легко трансформироваться в двуспальную кровать. Серьезной модернизации подвергся и двигатель «Фиата». Вместо него на «Жигули» поставили совершенно новый мотор с верхним распредвалом объемом 1,2 литра. Увеличенное расстояние между цилиндрами позволило в дальнейшем неоднократно увеличивать объем мотора. Без преувеличения можно сказать, что «копейка» на долгие годы задала стандарт качества для всего отечественного автомобилестроения, и в первую очередь для своих наследников. «Тройка», «шестерка», «семерка» -- двигатели вазовских машин становились все мощнее, появилось электронное зажигание, а затем и инжектор, в трансмиссию добавили пятую передачу. Потом появились переднеприводные «Самары», затем «десятое» семейство. Кстати, оно уже в наше время опять задает стандарты в отечественном автопроме. Новые двигатели, которыми с прошлого года комплектуются эти машины, стали не только мощнее и надежнее, но и отвечают экологическим требованиям «евро-3». В то время как у нас в стране пока не вступили в действие даже нормы «евро-2». А если говорить о последней модели «АвтоВАЗа» Lada Kalina, то ее появление стало практически таким же событием, как в свое время начало производства «копейки». Специально для производства «Калины» был построен фактически новый завод, с новейшим западным оборудованием. Мощность нового производства составляет 220 тыс. автомобилей в год -- это самый крупный автопроект, запущенный в России за последние 35 лет с момента выпуска легендарного ВАЗ-2101. В преддверии 35-летнего юбилея хочется пожелать конструкторам «АвтоВАЗа», чтобы они продолжали работать над новыми современными моделями отечественных автомобилей. Пусть эти машины когда-нибудь станут «Автомобилем года» в Европе, так же как им был прародитель «копейки». |
Легендарной модели «Жигулей» исполняется 35 лет Российский автопром готовится отпраздновать своеобразный юбилей: ровно 35 лет назад, 19 апреля 1970 года, с главного конвейера Волжского автозавода сошли первые автомобили ВАЗ-2101, более известные в народе как «копейка»... >>
Прогноз на ближайшие дни Циклоны и их атмосферные фронты будут определять в предстоящие двое суток погоду на большей части европейской территории России. В северо-западном районе довольно прохладно, днем +3...+8оС, местами пройдут кратковременные осадки. В ночь на среду будет холодно, -2...-7оС... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|