N°59
07 апреля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  07.04.2005
Добро пожаловаться
В России может быть введен механизм внесудебной защиты граждан от действий чиновников

версия для печати
Главная цель административной реформы, как не раз поясняли в правительстве, вовсе не изменение структуры кабинета министров, а создание «клиентоориентированного государства». Чтобы не человек был для бюрократа, а совсем наоборот. В рамках федеральной целевой программы «Административная реформа», которую, впрочем, до сих пор не могут утвердить, планируется написать и внедрить стандарты для каждой государственной услуги.

В программе должны содержаться точные требования, как и в какой срок госорган должен оказать ту или иную услугу, начиная от таможенного оформления грузов и заканчивая выдачей паспортов и справок. Сами стандарты еще не написаны. Разработаны только некоторые из них. Однако уже сейчас стало понятно, что одних стандартов недостаточно. «Чтобы стандарты государственных услуг выполнялись, надо, чтобы их получатель мог потребовать и добиться соблюдения этих стандартов, -- рассказал «Времени новостей» руководитель проекта «Административная реформа» Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Южаков. -- Иначе все наши стандарты просто повиснут в воздухе. Именно гражданин или организация, получающие государственную услугу -- будь то паспорт или лицензия на право ведения предпринимательской деятельности, -- реально заинтересованы добиться соблюдения стандарта и по срокам, и по содержанию госуслуги».

Это же относится и к ситуации, когда государство надзирает или контролирует деятельность своих граждан. Теоретически у гражданина есть возможность обжаловать неправомерные действия чиновника в суде, но это долго и сложно. Суды завалены делами, поэтому есть опасения, что к тому времени, когда дело решится, надобность в данной услуге уже отпадет. Да и почему, например, чтобы добиться соблюдения сроков оформления свидетельства на право собственности или устранения нарушений, допущенных в ходе проверок, надо обязательно судиться?

Конечно, и сегодня можно обойтись без суда. Всегда можно пожаловаться вышестоящему начальству. Это пока фактически единственный способ досудебной защиты от ошибок и недобросовестности чиновника. Но, как известно, в 90% случаев жалоба возвращается к тому, на кого она написана. В этой ситуации возникает вопрос, почему для устранения допущенного чиновником нарушения прав клиента не воспользоваться правилами, аналогичными тем, которые защищают права потребителя в частном секторе? Почему не воспользоваться опытом разрешения частных споров, примирения в коллегиальных органах, в третейских судах, не воспользоваться механизмами посредничества?

Единственный общероссийский нормативный акт, позволяющий защитить нарушенные чиновником права, не прибегая к суду, -- до сих пор действующий указ Президиума Верховного Совета СССР от 1968 года «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Но его действие распространяется только на граждан. Так что юридические лица находятся в этом отношении в абсолютно бесправном положении. Кроме того, именно им закреплен советский порядок обжалования -- к вышестоящему начальнику. А под жалобами понимается все -- от кляузы на соседа до недовольства общественным строем.

В связи с этим, рассказал г-н Южаков, появилась идея разработать процедуру досудебного обжалования гражданами и организациями нарушивших их права (например, стандарты государственных услуг) действий и решений чиновников, государственных и муниципальных органов. Эта процедура должна быть утверждена нормативным правовым актом, аналогичным по смыслу действующему с 1993 года федеральному закону, регулирующему судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и их должностных лиц. По мнению специалистов ЦСР, необходимо будет предусмотреть возможность использования всех апробированных при урегулировании споров частных лиц инструментов -- и устранение претензии самим виновником (чтобы претензия не становилась жалобой), и примирительные, и посреднические процедуры, дружественное разрешение споров, разрешение споров с привлечением экспертов. При этом в таких спорах на стороне клиента должен быть не только закон, но и принцип «все сомнения в пользу клиента».

Предлагается создать при государственном органе или государственных органах для разрешения некоторых споров независимые апелляционные комиссии, состоящие в значительной части из представителей гражданского общества. Решения комиссии гражданином или организацией могут в дальнейшем быть обжалованы в суде, однако для чиновника они являются окончательными и обязательными для исполнения. Чтобы эти механизмы были действенны, надо определить, какое дисциплинарное и материальное наказание понесет нерадивый чиновник, как частые, а тем более обоснованные и не устраненные им претензии со стороны клиента скажутся на его денежном вознаграждении и карьере.

По словам г-на Южакова, почти во всех странах есть нечто подобное, хотя и в разных вариантах. Например, с 2001 года действует Рекомендация Комитета министров государств -- членов Совета Европы по альтернативам судебному разбирательству споров между органами исполнительной власти и частными лицами. К нам эти рекомендации тоже относятся. В какой мере, надо определиться. Важнее впрочем, что потребность в хорошо отлаженном механизме досудебного обжалования гражданами и организациями действий и решений чиновников, государственных и муниципальных органов власти в российской жизни реально существует.
Вера СИТНИНА


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  07.04.2005
Юлия Орентлихерман
Министерство обороны штурмует квартирный вопрос
Министерство обороны России задалось целью обеспечить наконец военнослужащих жильем. И создало для этого новое управление -- по реализации жилищных программ... >>
  • //  07.04.2005
Reuters
Бывший премьер Киргизии может получить работу в Пензенской обладминистрации
Последний премьер-министр Киргизии эпохи президентства Аскара Акаева -- Николай Танаев в среду прибыл в Пензу по приглашению губернатора области Василия Бочкарева. Глава региона не исключает возможности назначения бывшего киргизского премьера на пост советника губернатора... >>
//  читайте тему:  Cитуация в Киргизии
  • //  07.04.2005
Владимир Путин встретился в Сочи с президентом Таджикистана
В Сочи к Владимиру Путину вчера прилетел президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. Эта встреча была последней в череде официальных мероприятий, запланированных на период нынешнего пребывания российского президента в его сочинской резиденции «Бочаров Ручей»... >>
  • //  07.04.2005
Германа Грефа просят увеличить ассигнования на космонавтику на 30 процентов
Рекордные цены на нефть, похоже, произвели неизгладимое впечатление даже на руководителей тех российских отраслей, которым в последнее десятилетие удавалось сводить с концы с концами лишь за счет наследства, оставшегося с советских времен... >>
  • //  07.04.2005
Едва разобравшись с монетизацией льгот и подлатав финансовые дыры в области льготного лекарственного обеспечения, московские власти столкнулись с последствиями знаменитого закона №122 о разграничении предметов ведения между центром и регионами уже в другой сфере... >>
  • //  07.04.2005
В России может быть введен механизм внесудебной защиты граждан от действий чиновников
Главная цель административной реформы, как не раз поясняли в правительстве, вовсе не изменение структуры кабинета министров, а создание «клиентоориентированного государства». Чтобы не человек был для бюрократа, а совсем наоборот... >>
  • //  07.04.2005
Депутаты придумали, как поправить президентский закон о выборах
15 апреля Госдума рассмотрит во втором чтении новую редакцию закона о выборах депутатов, с инициативой которого выступил президент. Обновленное законодательство принципиально изменит систему выборов в России... >>
  • //  07.04.2005
Премьер-министр освободил Кирилла Томащука от должности первого заместителя председателя Российского фонда федерального имущества по его просьбе, а также Михаила Ананьева от должности зампреда фонда... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика