N°52 29 марта 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Мужчина и женщина На Мариинском фестивале прошел бенефис Дианы Вишневой
Петипа--Баланчин--Форсайт -- это теперь у мариинских балерин в крови, как «три источника -- три составные части» у того поколения, что старше на четверть века. Артистки могут спорить с репетиторами и начальством (когда, как в случае с Форсайтом, хореограф жив, могут объяснить все про профессию, свое и его место в ней и самому хореографу), но вот приходит время бенефиса -- что оказывается в программе? «Тени», «Рубины», In the middle somewhat elevated. Очень хочется выйти в белой пачке, сурово указать пальцем на театральные небеса раскаявшемуся изменщику-Солору и свертеть па-де-шаль так, будто ты и впрямь привидение: замедленно, мечтательно и строго. Хочется поиграть в рубиновом платьице в американский мюзик-холл -- не в современный даже, а в какой-то «Дикий Запад», чтобы пуанты то ковбойскими ножами взрезали воздух, то лапками кабаретных див ласкали пол. И хочется проверить себя вот в этой схватке, в этой железной битве воль, мускулов и выучки -- в сражении мужчины и женщины, вышедших на сцену в почти что обыденных балетных трико. Это все -- выдержки из ежедневного репертуара Мариинки (счастлив театр, позволивший себе такой набор в афише) и ежедневная работа Дианы Вишневой (а что сделана на бенефисе была сверхблистательно -- тоже не новость, она вообще-то практически всегда так танцует). Но в этот вечер выяснилось, что есть еще одна тема, одна история, один мотив, интересующий Диану Вишневу. Специально для нее в Мариинку свой спектакль Les bras de mer (на музыку Яна Тирсена) перенес хореограф Пражского национального балета Петр Зуска -- и сам его вместе с Дианой станцевал.
По французскому словарю, bras de mer -- это «узкий залив», «пролив». В фонограмме слышится шум волн. Стол на сцене, на нем стул; Диана сидит, Зуска стоит за ее плечом -- классическая композиция со старой фотографии. Черный фон задника, золотистый снопяной свет -- будто тихое сияние соломы или мерцание песка. Нам предлагают историю деревенскую, приморскую, из той жизни, где все натурально и правильно, а снаружи кажется -- грубо и просто. У женщин и мужчин свои роли, и женщина доверяет своему мужчине (несколько поддержек, в которых балерина откровенно рискует свернуть себе шею, если партнер ее вовремя не подхватит). Она сильная, эта женщина, буквально, физически сильная -- в момент разлада, когда стол падает набок, она, лежа на полу, так его отшвыривает, упершись ногами в столешницу, что он проезжает весьма приличное расстояние. Но она -- женщина, и помечтать ей хочется, и не то чтобы полетать -- ну какие в этой жизни полеты, -- но вот встать на одной ноге на ножку перевернутого стола, и чтобы он за руку придержал. И спрятаться под стол может, и скорчиться, и, когда уж совсем тошно, младенцем свернуться на столе. Лишь одного она не допускает -- слабости, перемены роли. Для того чтобы она ушла совсем, ему надо всего лишь сесть на стул и позволить, чтобы она встала за спиной -- вот тогда уйдет и бросит. В хореографии -- да, конечно, следы Матса Эка, с его стремлением на секунду зафиксировать аффектированную позу, но уж кто из современных хореографов не испытал влияния шведского гения, таким надо сразу дарить театр с президентским грантом в придачу. Еще более явственны другие следы. Зуска поставил свой спектакль в Праге всего пару лет назад, но вот этот свет, эта тоска по основательности и простоте, уравненной с честностью, хорошо нам знакомы. Семидесятые, прибалтийские дюны -- как место мысленного побега после того, как прежняя -- пражская -- территория для таких побегов была проутюжена танками. Три источника -- три составные части, говорите вы? Балерина, празднующая десять -- всего десять -- лет творческой деятельности? Это все у нас в крови, у всех, у балетных и небалетных. Но вот вокруг есть Петипа, Баланчин и Форсайт. Тем и спасаемся.
Организаторы выставки "Осторожно, религия" приговорены к штрафу В Таганском райсуде Москвы вчера был оглашен приговор по скандальному уголовному делу в отношении организаторов выставки «Осторожно, религия!», обвинявшихся в возбуждении религиозной розни... >>
Деятели культуры прокомментировали для газеты "Время новостей" приговор по делу о выставке в музее им. Сахарова... >>
Французская криминальная драма «36, Набережная Орфевр» на московских экранах Французское кино сегодня бывает двух видов -- почти как голливудское и совсем не голливудское. Фильм «36, Набережная Орфевр» ярко выраженный образец второго типа, хотя его с интересом посмотрят любители американских боевиков... >>
На Мариинском фестивале прошел бенефис Дианы Вишневой Петипа--Баланчин--Форсайт -- это теперь у мариинских балерин в крови, как «три источника -- три составные части» у того поколения, что старше на четверть века... >>
Завершился первый этап конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» В этом году Благотворительный фонд Владимира Потанина проводит свой музейный конкурс во второй раз. Ставки растут: общий грантовый фонд в 265 тыс. долл.; 504 заявки из 65 регионов России на начальном этапе; число номинаций увеличилось до семи... >>
Обзорами литературных журналов я занимаюсь с начала 90-х годов. Тогда я стремился хоть как-то истолковать едва ли не всякий новый опус, выявить смысл (радующий или огорчительный) в каждом редакторском решении... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|